Скороговорки для развития речи

Содержание

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.

Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.

Основные упражнения:

  • Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
  • Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
  • Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
  • Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
  • Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
  • Фиксировать язык за нижними передними зубами.
  • Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
  • Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.

Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки

Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.

Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу

Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.

Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.

Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.

Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.

Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Лучшие скороговорки для развития речи и улучшение дикции у взрослых после инсульта

Скороговорки на развитие речи и улучшение дикции часто используют и у взрослых, перенесших инсульт. Как известно, данное заболевание практически всегда сопровождается серьезными речевыми нарушениями, требующими реабилитационных мероприятий. Несмотря на свою простоту, скороговорки довольно эффективно способствуют восстановлению и улучшению речи в этом случае.

Лучшие варианты скороговорки на развитие речи и дикции для взрослых после инсульта

В этой подборке вы найдете лучшие скороговорки для развития речи и дикции у взрослых после инсульта. Их также можно использовать и для детей 3, 5-6, 10-12 лет, подростков, имеющих серьезные проблемы в речевом развитии. Например, в этой подборке есть детские скороговорки для упражнений на становление звуков «р», «с», «ш». Помните, что начинать занятия лучше с простых и коротких текстов, постепенно переходя на сложные и длинные скороговорки.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертёж,  для лавирующих кораблей, везущих кавалерам и королеве каравеллу.

Дает Катеринке картинки Каринка,   картинки в корзинку кладет Катеринка.

Бобры в гору забрели. На деревья набрели.  А бобры то злы, колпаки остры.  Три дроворуба деревья и повырубали  Колпаком все деревья и посрубали.

Соль в лесу мусолил лось, После солоно спалось. Снился лосю славный сон: Сало ел с лососем он.

Крошечные котики ели тортики.  Любят тортики крошечные котики.  Лапками котики крошили тортики.  Котики от тортиков наполнили животики.

Скороговорки сложные и труднопроизносимые

Итак, какие скороговорки сложные и настолько труднопроизносимые, что уже ни один язык заплелся и завязался в узел? Это, конечно не скороговорка «Лигурия», но тем не менее.

1. В бору бобер и брат бобра работают (ударение и акцент делаются на этом слове) без топора.

2. Брит Клим брат (небольшая пауза), брит брат Игнат (снова короткая пауза), брат Пётр бородат.

3. На нее из-за ели (имеется в виду дерево) глазели глаза газели.

4. Еду я по выбоине (ударение на букву «ы»), из выбоины не выеду (ударение на 1-й слог) я.

5. Тимур Тамару терроризировал, терроризировал, да дотерроризировался.

6. Верзила Вавило в Вавилоне весело расшевеливал и ворочал вилы.

7. Купи кипу пик (эта фраза кажется очень короткой и невероятно простой, но если попробовать произнести ее 10 раз подряд, то мнение может кардинально измениться).

8. Ветвистый вьется виноград (акцент на букву «в»). Ах, абрикоса свежий аромат! Большие бабочки болтают (главная буква тут «б»). Грустит гвоздика голубая (акцент на «г»).

Такие скороговорки и сложные, и интересные. Они непременно порадуют и ребенка, и подростка и заставят постараться и немного поломать язык.

Языковертки для взрослых

Для взрослых скороговорки другие. Некоторые слова могут быть непонятны маленьким детям, но вполне понятны подросткам. И больше, все-таки направлены на концентрацию внимания, а также на разминку для речевого аппарата. Например:

  • «Интервьюер интерверта интервьюировал об интервенции».
  • «Я – вертокультяп. Могу вертокультяпнуться, могу вывертокультяпнуться».
  • «Рододендроны из дендрария реальны, а древоподобные дендроиды радиоуправляемым дроном не обнаружены».
  • «В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии».

В русском языке могут быть настолько заковыристые фразы. Тяжелые в произношении, их даже читать не легко. Вот, например, еще:

  • «Волховал волхв в хлеву с волхвами».
  • «Королева кавалера пригласила в каравеллу: ковалер-ковалер, половик-то прогорел».

Некоторые фразы дошкольнику будет понять тяжело, да и ни к чему. Поэтому такие языковертки для артистов, дикторов и ведущих. А также для тех, кто просто хочет удивить друзей.

Как заниматься

Чтобы результаты занятий были заметными, нужно соблюдать следующие правила:

  • проговаривать скороговорки регулярно – ежедневно 2–5 раз по 10 минут;
  • напоминания – распечатать на листе по 3– 5 скороговорок, развесить на видных местах;
  • перемены – скороговорки следует менять каждые 10 дней, чтобы не происходило привыкания артикуляционного аппарата.

Не следует сразу пытаться произнести скороговорку быстро. Нужно каждое слово медленно и ритмично проговорить, понять смысл трудноговорки. Темп наращивать постепенно, старясь произносить фразу на одном дыхании

Особое внимание уделять четкому произношению окончаний – согласные звуки активизировать, а не утяжелять

Перед началом занятий делать легкую разминку. Трижды произнести звук «г», «к». Затем с полуоткрытым ртом произнеси гласные «а», «о», «э» – каждый звук по 3 раза. Прополоскать рот воздухом, чтобы расслабить мышцы.

Помощниками для улучшения дикции станет зеркало и диктофон. Перед зеркалом следует беззвучно произносить скороговорку, следя за артикуляцией. Потом проговорить трудноговорку шепотом, при этом все звуки должны быть понятны и слышны.

На диктофон нужно записывать каждое занятие

Это позволит услышать, как улучшается дикция, на какие моменты обратить внимание

В дальнейшем произносить скороговорки нужно в движении – танцевать, приседать. Это поможет разнообразить занятия, научит удерживать темп и дыхание.

Русские скороговоркиправить

  • Купи кипу пик, купи кипу пуха (3 раза).
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — ядра в вёдра, выдру в тундру.
  • В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
  • Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
  • Вокалист возгласил вокализ.
  • Враль клал в ларь.
  • Гомоморфный образ группы, будь во славу коммунизма, изоморфен фактор-группе по ядру гомоморфизма.
  • Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья — ползти.
  • Граф Тото играет в w:лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.
  • Думала Дума думу, да недодумала и передумала думу думать.
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  • Ехал Гре́ка через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!
  • Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб. Сено граблями краб грабь.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет.
  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как же кукушонок в капюшоне смешон.
  • Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  • Маланья болтунья молоко болтала выбалтывала, да не выболтала.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня
  • На часах сидят чижи, каждый час поют они: чи чи чи! ты чей чижик? вы чижи мы ничи ничи! отвечают чижи.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • От топота копыт пыль по́ полю летит (3 раза).

Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану.
Около кола три хвоя вьются.

  • «Полили ли лилию?» «Видели ли Лидию?» «Полили лилию.» «Видели Лидию.»
  • Пришёл Прокоп — кипел укроп. Ушёл Прокоп — кипел укроп. Как и при Прокопе кипел укроп, так и не при Прокопе кипел укроп.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • «Расскажите про покупки!» «Про какие про покупки?» «Про крупу и про подкрупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои!»
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Сыворотка из-под простокваши.
  • Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали да не вылавировали.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
  • У Милы юбочка одна, она одна, модна она.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • У пе́репела и перепёлки пять перепелят.
  • У Сашки в кармашке шишки да шашки.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец. (При первом повторе логическое ударение делать на первом слове, при втором повторе — на втором слове и т. д.)
  • Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.
  • Шёл Шура по шоссе к Саше в шашки сражаться.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (3 раза)
  • Шла Саша по шоссе сушить у Шуры сушку.
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.
  • Красный нос у деда, нос красный у сына, красная астра у бабы в красном стакане, на белом барабане.
  • За козою шёл козёл, на козу козёл был зол. Позвала коза козлят, а козла козлята злят.
  • Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.
  • Осип орет, Архип не отстает — кто кого переорет. Осип охрип, Архип осип.
  • Попугай говорит попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». И ответил ему попугай: «Ты меня, попугай, не пугай».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста

Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи

https://youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24

Скороговорки для развития речи у детей 3 лет

Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.

3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет 

У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории. 

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Ехал Грека через реку, 

Видит Грека — в реке рак. 

Сунул Грека руку в реку, 

Рак за руку Грека — цап!

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет

В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.

В недрах тундры 

Выдры в гетрах 

Тырят в вёдра 

Ядра кедров! Выдрав с выдры 

В тундре гетры 

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра 

Выдру в тундру!

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка –

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Упражнения для артикуляции

Скороговорки направлены на совершенствование произношения согласных звуков. Но научиться говорить скороговорки правильно нельзя без знания основ артикуляции гласных звуков. Эти правила научат произносить звуки четко, что облегчит проговаривание сложных звуковых сочетаний в трудноговорках.

Правила артикуляции гласных звуков:

  • Звук «а». Раскрыть рот в виде широкого кольца, между зубами поместить 2 сложенных друг на друга пальца. Нижние зубы прикрыть губой, верхние – открыты. Вдох – задержка дыхания – на выдохе очень тихо произнести звук.
  • Звук «у». Вытянуть губы вперед хоботком. На выдохе произносить звук максимально долго.
  • Звук «о». Губы сложены в кольцо, немного вытянуты вперед и растянуты. Между зубами поместить большой палец. Воздух должен проходить в щель между зубами, не упираться в нёбо и зубы.
  • Звук «ы». Поместить между зубами мизинец, губы растянуты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Воздух проходит четко между зубами.
  • Звук «и». Между зубами поместить кончик мизинца. На выдохе произносить звук. Воздух должен проходить четко между зубами, в противном случае будет слышно посвистывание.

Что представляет собой скороговорка

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

Почему произносить так трудно

Лингвисты из Мессачусетского института пытались понять, что происходит с речевыми зонами мозга во время произношения скороговорок. И пришли к выводу, что трудности возникают, когда человек пытается произнести сразу два звука почти одновременно. Такая двойная атака порождает «задержку» в работе мозга. Группы нейронов, ответственных за произношение звуков, что чередуются в скороговорках, в этот момент приближаются друг к другу на критическое расстояние. И по сути, начинают мешать друг другу, посылаемыми сигналами.

Самой сложной поговоркой на английском языке признали такую: «pad kid poured curd pulled cod». Кто из добровольцев пытался ее произнести, потом не мог выговорить ни слова некоторое время.

А среди языковерток на русском языке много труднопроизносимых. Им тяжело поделить пальму первенства. Пожалуй, каждый может вспомнить собственную поговорку, которая для него трудна.

Скороговорки для развития дикции и речи

Правильная дикция — один из показателей культуры и развития человека. Мы постоянно общаемся с друзьями, попутчиками, с коллегами и домочадцами

Важно, чтобы речь была выразительной и четкой. Один из параметров ее красоты — правильная артикуляция звуков

Это условие взаимопонимания собеседников. Психологи заметили, что неправильно произнесенные звуки вызывают у людей раздражение, поскольку им приходится дополнительно напрягаться, чтобы понять косноязычного собеседника. Такая ситуация обоюдно травмирующая.

Упражнения для дикции помогут улучшить произношение звуков, сделают речь чистой, внятной и понятной

Важное место среди них занимает скороговорка. Это рифмованные или нерифмованные фразы, построенные на принципе какофонии — набора сложно произносимых звуков

Фото: pixabay.com

Вот некоторые из них:

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Развитие речи важно для всех людей. Внятная и красивая речь избавляет от многих коммуникационных трудностей

Четкое произнесение звуков помогает быстрее усваивать информацию. Такая речь приятна слуху, не вызывает дискомфорта или напряжения. Тем, у кого есть нарушение дикции, скороговорки помогут избавиться от проблем и почувствовать себя увереннее.

Сложные скороговорки для развития речи и улучшения дикции у взрослых варианты упражнений, видео

А как быть со взрослыми — помогут ли им скороговорки при сложных дефектах в произношении, в развитии речи и улучшении дикции? Специалисты, уверены, что да. Другое дело, что одними скороговорками при речевых нарушениях взрослым не обойтись. Им необходима помощь логопеда и систематические упражнения, в частности, артикуляционная гимнастика. Но если цель улучшение дикции при речевой норме, то взрослый может обойтись и без специалиста. В этом случае стоит сделать упор на разнообразные и систематические упражнения с использованием скороговорок разных форматов.

https://youtube.com/watch?v=_P0Uxx93kU

Варианты сложных скороговорок на развитие речи и улучшения дикции для взрослых

Ниже представлена подборка сложных скороговорок для развития речи и улучшения дикции, которую могут использовать взрослые люди.

Ежели вы не жили возле ежевичника,  но ежели вы жили возле земляничника,  то значит земляничное варенье вам привычное  и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника,  то значит, ежевичное варенье вам привычное,  и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника,  и ежели вы жили возле земляничника  и ежели вы времени на лес не пожалели,  то значит, преотличное варенье ежевичное,  варенье земляничное вы ежедневно ели.

Побрёл бобёр в бор.  В бору бобра обобрали.  Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.  Бобриха бобра побранила и побрила,  а бобрята бобра ободрили.  Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

Те, кто говорят скороговорки — скороговоры.  Те, кто изучает мастерство скороговоров — скороговороведы.  Те, кто любит читать скороговороведов — скороговороведофилы.  Те, кто ненавидит скороговороведофилов — скороговороведофилофобы.  Те, кто поедает скороговороведофилофобов — скороговороведофилофобофаги.  Те, кто ведёт борьбу со скороговороведофилофобофагами — антискороговороведофилофобофаги.  Те, кто выдаёт себя за антискороговороведофилофобофагов — квазиантискороговороведофилофобофаги!

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал, Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать. Пошел скороговор уши отпаривать. Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика»? И сказал скороговор: «Нет» — вот его ответ. 

Как правильно говорить скороговорки

Скороговорки сложные не будут эффективными и не помогут развить речь, если выговаривать их неправильно. Существует целая технология произношения таких фраз. Она включает несколько этапов.

1. Не стоит пытаться сразу выговорить трудную фразу быстро и четко. Не получится. Кроме того, ребенок может растерять весь свой пыл и настроиться на неудачу. Так что 1-й шаг — это медленное проговаривание скороговорки. Делать это нужно до тех пор, пока не будет освоен каждый звук.

2. 2-й шаг — проработка артикуляции губ. Нужно проговаривать фразу про себя (не произнося ее), активно двигая губами. Если все делать правильно, то текст можно будет прочесть по губам. В этой фазе вам очень пригодится зеркало.

3. Теперь можно произнести текст шепотом. Именно шепотом, но не прошипеть и не просвистеть фразу.

4. Теперь следует проговорить фразу вслух. Медленно, четко и понятно. Говорить нужно до тех пор, пока фраза не отпечатается в памяти и не будет произноситься идеально.

5. Еще скороговорку можно говорить с разными интонациями. Можно даже пропеть фразу. Это помогает освоить самые сложные звуки и закрепить их.

6. Ну а теперь можно нарабатывать скорость. Но увеличивать ее стоит постепенно, произнося слова с каждым разом все быстрее и быстрее.

Скороговорка на букву Щ

________

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

_______

Зачем нужны скороговорки

Скороговорки сложные и простые существовали еще очень и очень давно. Но изначальное их предназначение так и не установлено. Одни филологи считают, что такие сложные фразы были лишь способом развлечься и повеселиться в те времена, когда не было ни телевизоров, ни чего-то подобного. А иные уверены в том, что первые скороговорки, сложные, а порой и вовсе непроизносимые появились на Руси. Русские женщины с их помощью учили говорить своих детей.

Что касается нынешнего времени, то скороговорки используются логопедами при обучении детей и подростков произношению каких-либо букв. Кроме того, они помогают улучшать дикцию и делать речь более четкой и понятной. Так что «чистоговорки» (так их тоже иногда называют) периодически проговаривают актеры, певцы, дикторы и другие люди, чьи профессии каким-то образом связаны с выступлениями или разговорами.

Ссылка на основную публикацию