Международные маршруты

Пассажирские

Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.

Служит тому две причины:

  1. Стоимость проезда довольно низкая, особенно по сравнению с другими категориями.
  2. На пассажирском поезде можно добраться до небольшой станции или некрупного населенного пункта. Скорые составы на таких станциях просто не останавливаются.

Пассажирские поезда бывают фирменными, то есть в них улучшенный сервис обслуживания, имеются дополнительные услуги. Примером такого поезда можно назвать «Белые ночи» — состав, который курсирует из Москвы в Вологду. Если в билете нет обозначения «скорый», значит, он по умолчанию пассажирский.

Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.

Высокоскоростные поезда Velaro RUS Сапсан

Главным итогом реализации Программы развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог стал ввод в коммерческую эксплуатацию высокоскоростных электропоездов производства немецкой Компании «Сименс АГ» Velaro RUS, получивших в России имя «Сапсан». Конструкционная скорость электропоездов составляет 300 км/ч, эксплуатационная – 250 км/ч.

19 декабря 2011 года ОАО «РЖД» заключило контракт с немецким концерном «Сименс» на поставку восьми высокоскоростных поездов Velaro RUS («Сапсан») и договор на их техническое обслуживание на срок 30 лет. Свои подписи под документами поставили президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и президент, председатель правления «Сименс АГ» Петер Лешер.

Поезда будут производиться на заводе «Сименс» в Крефельде (Германия). Сроки передачи электропоездов ОАО «РЖД»: октябрь 2014 – май 2015 г.г.

Представленный продукт имеет огромную популярность (использование вместимости поездов достигает 100%) и ОАО «РЖД» не в состоянии существующим количеством электропоездов удовлетворить растущий спрос у пассажиров на данный вид перевозок. Именно поэтому было принято решение о увеличении парка высокоскоростных поездов «Сапсан».

Новые восемь составов, каждый из которых включает 10 вагонов, будут введены в эксплуатацию на линии Москва – Санкт-Петербург. Отличительная особенность этих поездов заключается в наличии функции движения сдвоенных составов, что позволит увеличить провозную способность без увеличения числа пар поездов.

В сдвоенном режиме 20 вагонов составят 500 метров, поезд будет рассчитан на 1 024 пассажиров. Поезда будут иметь 4 класса обслуживания пассажиров: VIP, премиум, бизнес и туристический. Также во всех вагонах предусмотрено подключение к сети Интернет.

Техническое обслуживание 8-ми электропоездов осуществляется в штатном режиме в моторвагонном депо Санкт-Петербург – Московское Октябрьской ж.д. («Металлострой»). Компания «Сименс АГ» осуществляет весь спектр работ, направленных на обеспечение постоянной эксплуатации электропоездов «Сапсан», включая техническое обслуживание и ремонт поездов на весь срок их эксплуатации (30 лет). При этом обеспечение деталей, составных частей и модулей поезда, необходимых для ремонта подвижного состава на весь срок эксплуатации, осуществляет компания «Сименс АГ».

История

Первый пассажирский поезд повышенной комфортности в СССР — «Красная стрела» — начал действовать между Ленинградом и Москвой с 1931 года. На время блокады Ленинграда его курсирование прерывалось, но сразу после её снятия маршрут поезда был возобновлён.

В 1964 году в рамках повышения качества обслуживания на железнодорожном транспорте возникла идея фирменных поездов, которые должны были обслуживать маршруты между крупными городами и Москвой и отличаться высокой скоростью передвижения и малым числом коротких (до 12 минут) остановок.

Вскоре система фирменных поездов составляла 15 % всех маршрутов и включала 57 поездов в Москву (из Красноярского, Приморского, Алтайского краёв и 54 областных центров); в Ленинград приходило 12 поездов. Средняя скорость на маршруте достигала 58 километров в час — на 17 % выше, чем у обычных поездов. Средний состав фирменного поезда включал 19 вагонов (против 16 у обычного), из них 1-2 были спальными вагонами «люкс».

Оформление поездов отличалось окраской вагонов, «фирменным» оформлением интерьера, посуды, постельного белья, салфеток. Иногда в вагонах присутствовал кондиционер. Повышенная комфортность поезда в принципе возрождала дореволюционное деление вагонов по классности.

Фирменные поезда в СССР

Название поезда Маршрут
«Красная стрела» Москва — Ленинград
«Полярная стрела» Мурманск — Ленинград
«Восток» Москва — Пекин
«Арктика» Москва — Мурманск
«Белоруссия» Москва — Минск
«Латвия» Москва — Рига
«Прибалтика» Рига — Адлер
«Кавказ» Москва — Кисловодск
«Россия» Москва — Владивосток
«Янтарь» Москва — Калининград
«Чайка» Таллин — Минск
«Байкал» Москва — Иркутск
«Рица» Москва — Сочи
«Урал» Москва — Свердловск
«Южный Урал» Москва — Челябинск
«Летува» Москва — Вильнюс
«Эстония» Москва — Таллин
«Буревестник» Москва — Горький
«Кубань» Москва — Новороссийск
«Жигули» Москва — Куйбышев
«Саратов» Москва — Саратов
«Сибиряк» Москва — Новосибирск
«Донбасс» Москва — Донецк
«Дагестан» Москва — Махачкала
«Вятка» Москва — Киров
«Иртыш» Москва — Омск
«Азербайджан» Москва — Баку
«Молдова» Москва — Кишинёв
«Одесса» Москва — Одесса
«Осетия» Москва — Орджоникидзе
«Татарстан» Москва — Казань
«Туркменистан» Москва — Ашхабад
«Харьков» Киев — Харьков
«Березка» Москва — Рязань
«Полонез» Москва — Варшава
«Волга» Горький — Ленинград
«Звезда» Ленинград — Минск
«Нёман» Москва — Гродно
«Сура» Москва — Пенза
«Северная Двина» Москва — Архангельск
«Томич» Москва — Томск
«Удмуртия» Москва — Ижевск
«Узбекистан» Москва — Ташкент
«Маяк» Ленинград — Одесса
«Нева» Ленинград — Севастополь
«Сож» Москва — Гомель

Пересечение границы на поезде

Граница с Польшей

Когда поезд идет в Европу при пересечении границы с Белоруссией пассажиров ждет таможенный контроль. У них соберут паспорта и декларации, пограничники и таможенники зададут свои вопросы и вагон отправится на смену колесных тележек – процедуру обусловленную разницей в ширине железнодорожной колеи у нас и Европе.

Вагон приподнимают (вместе с пассажирами), вытаскивают одни и ставят другие колеса. Вся эта процедура занимает часа два, после чего путешественникам возвращают документы и поезд отправляется дальше. С польской стороны пограничники вооружены переносными компьютерами и проверяют паспорта прямо в вагоне.

Граница с Китаем

Самое долгое прохождение границы – при пересечении Российско-китайской границы. Первая остановка поезда почти на шесть часов в Забайкальске. За время проверки меняют колеса под колею китайской дороги. Потом в Манчжурии поезд останавливается на пять с половиной часов для прохождения китайской границы, прицепки нового локомотива и вагона-ресторана.

Классы обслуживания

  • 1А – VIP (с кондиционером);
  • 1Б – бизнес–класс (вагон СВ с услугами, кондиционером);
  • 1Л – люкс (вагон СВ без услуг);
  • 1М – продается только целое купе (на одного или двух пассажиров);
  • 1Е – вагон СВ;
  • 1С – бизнес–класс в сидячих вагонах (с услугами, кондиционером);
  • 2Е – эконом–класс в сидячих вагонах (с услугами, кондиционером);
  • 2К – купейный (вагон без услуг);
  • 2С – сидячий вагон (без услуг);
  • 3О – общий (без услуг);
  • 3П – плацкартный (без услуг);
  • 2Э – эконом–класс (с услугами, кондиционером);
  • Э – приравнивается к эконом–классу;
  • Б – приравнивается к бизнес–классу;

Некупейные вагоны имеют 54 спальных места (в плацкартном режиме) и 81 место (в общем режиме).

В купейных вагонах в каждом купе 4 спальных места (всего 36 мест). В купейных вагонах нижние места нечетные.

В пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников.

В некоторых купейных вагонах пассажирам могут отдать купе проводников, а проводникам — первое пассажирское купе. В этом случае, билеты в купе для проводников под номерами 37 и 38, места в вагоне нумеруются начиная с пятого, продается 34 места в вагоне.

В вагонах типа «Люкс» (СВ) — 16 или 18 мест (обычно все нижние). Крайнее одноместное купе предназначено для проводника.

В вагонах международного сообщения — 22 места при двухместных купе или 33 — при трехместных (в зависимости от класса).

Места рядом с туалетом:

  • в вагонах «Люкс» — места 17 и 18;
  • в купейных вагонах — 33–36;
  • в плацкарте — 33–38 (37 и 38 боковые);
  • в общем вагоне — 49–57 (55–57 боковые).

Купе рядом с туалетом всегда под номером 9 во всех категориях вагонов.

Можайск Московская область

Станция Можайск, 2 часа от Белорусского вокзала.
Можайск считается городом воинской славы. Впервые он упоминается в летописях в 1231 году. Во времена расцвета города в XVI столетии здесь насчитывалось 75 приходских храмов и 16 монастырей. К настоящему моменту осталось всего несколько церквей и одна обитель.
Когда-то на землях Можайска существовал кремль, но до наших сохранились только два собора – храм Петра и Павла и Новый Никольский собор.
На берегах Москвы-реки располагается один из самых интересных памятников Можайска – Лужецкий монастырь, который основан в 1408 году известным деятелем русской церкви Ферапонтием Преподобным.
В деревне Исавицы близ монастыря находится колодец с целебной водой. Считается, что он был вырыт руками святителя. Известно, что колодцы появились на рубеже XIV-XV веков. Поэтому, можно утверждать, что этот источник один из первых на Можайской земле.
В одном из центральных кварталов города расположена усадьба Хлебникова-Роми. Уцелевший дом несёт элементы модерна и эклептики начала ХХ века. Но особняк находится в плачевном состоянии.
Любопытно, что под Можайском начинает свою длинную жизнь река Москва. На этом месте в 2004 году построили часовню «Живописный источник Пресвятой Богородицы».
В 12 км от Можайска находится всемирно известный памятник военной истории России – Бородинское поле. Там же открыт государственный военно-исторический музей-заповедник, старейший в мире (1839).

ВСНТ и другие виды транспорта

ВСНТ и авиация

Основные статьи: Гражданская авиация и Воздушное такси

Сравнение общего времени поездки на поездах (красные линии) и самолёте (синяя линия)

На начало 2011 года высокоскоростные поезда ещё не достигли скоростей пассажирских реактивных самолётов — 900—950 км/ч. Из этого можно сделать вывод, что на самолёте из города в город можно добраться быстрее, чем на поезде. Однако, здесь вступает в силу то обстоятельство, что аэропорты в своём большинстве находятся далеко от центра городов (из-за обширной инфраструктуры и высокого шума от самолётов), и дорога до них может занимать значительное время. Помимо этого, довольно продолжительное время (около 1 часа) занимает регистрация перед посадкой, а также накладные расходы на взлёт и приземление. В свою очередь, высокоскоростные поезда могут отправляться с центральных вокзалов города, а время от покупки билета до отправления поезда может занимать около 15 минут. Таким образом, данная разница во времени позволяет поездам иметь некоторое преимущество перед самолётами. На рисунке приведены графики приблизительного времени поездки на поездах и самолёте с учётом времени на поездку до вокзала или аэропорта и регистрацию. Исходя из него, можно увидеть, что до определённого расстояния общее время поездки на поезде будет меньше, чем на самолёте.

Замена авиасообщения между городами на ВСНТ, прежде всего, позволяет высвободить значительное количество самолётов, что даёт экономию в дорогом авиационном топливе, а также позволяет разгрузить аэропорты. Последнее даёт возможность увеличить число дальних авиарейсов, в том числе и межконтинентальных. Стоит отметить, что уже с пуском первых ВСМ произошёл значительный отток пассажиропотока с внутренней авиации на ВСНТ, из-за чего авиакомпании были вынуждены либо сокращать число таких авиарейсов, либо привлекать пассажиров снижением стоимости билетов и ускорением обслуживания. Немалое обстоятельство здесь сыграл и фактор безопасности — в феврале-марте 1966 года в Японии произошла серия крупных авиакатастроф (4 февраля, 4 марта, 5 марта), что и вызвало подрыв доверия к авиации.

Конец привычному плацкарту

В слухах об исчезновении плацкарта есть одна правда — ФПК перестали закупать привычные плацкартные вагоны у Тверского вагоностроительного завода, который их производит.

Последние такие вагоны прежнего модельного ряда, судя по всему, достанутся «крымским поездам». Сейчас их можно увидеть в составах перевозчика «Гранд сервис экспресс» (например, на маршруте Москва — Петербург) который и будет обслуживать крымское направление, говорится в блоге .

Фото: Кирилл Балберов

В этих вагонах есть не только розетки, но и лампочки индивидуального освещения возле каждого места. В прессе такие плацкарты назвали «умными»: информация о показателях поездки передается в пути следования на пульт начальника поезда.

Поезд из Москвы в Париж

Решили отправиться в столицу Франции? Тогда выбирайте скорый поезд №023Й Москва–Париж, который курсирует по вторникам. Движется со средней скоростью 84 км/ч. Предстоит проехать 2 830 км. Общая продолжительность поездки 1 д. 16 ч. Маршрут состоит из 16 остановок.

Отправляется с Белорусского вокзала в 19:17. Вы проедите Вязьму, Минск, несколько станций Белоруссии, Польши, Германии. Наиболее длительная стоянка в Бресте–Центральном — 2,5 ч. На восточном вокзале Варшавы простоите примерно 1 ч. В Германии на станции Карлсруэ Главный около 1 ч. Прибываете к восточному вокзалу Парижа в 9:40.

Пассажиры считают, что в вагонах–купе приятно путешествовать. Они чистые, находятся в хорошем состоянии. Проводники вежливые. Цены приемлемые. Питание вкусное, особенно из польского вагона–ресторана. Среди недостатков отмечают отсутствие Wi–Fi.

Сколько стоит билет на поезд Москва–Париж

Предположим, поездка запланирована на 3 декабря. Едет 1 взрослый человек. Стоимость нижнего места в вагоне–купе равна 25 213 руб., верхнее обойдется в 24 000 руб. Если хотите ехать в максимально комфортных условиях, то люкс (СВ) обойдется в 35 500 руб.

Если вы предпочитаете путешествовать за границу на железнодорожном транспорте, доступно много вариантов. Есть как прямые маршруты, так и с пересадками. Какие поезда ходят в Европу из Москвы, зависит от страны, которую вы выберите. Построить собственный маршрут и узнать расписание удобно .

До каких стран можно доехать на поезде из Москвы

Германия, Берлин. Город считается одним из модных, примечателен интересными стилями архитектуры. Туристы приезжают посмотреть на Бранденбургские ворота, Берлинскую стену, крепость Цитадель Шпандау, музейный остров, мемориальные комплексы и дворцы. Считается, что местный зоопарк один из лучших в Европе.

Добраться можно на скоростном поезде №013М «Стриж» за 1 сутки. Маршрут прямой.

Австрия, Вена. Страна отличается интересной историей и разнообразием памятных мест. Вы можете увидеть старинные замки, средневековые дворцы, резиденцию династии Габсбургов, множество дворцовых комплексов. Великолепный вид на город открывается со смотровой площадки или церковной башни.

Любители романтики могут полюбоваться парками 19 века в историческом центре Вены, посетить Музейный квартал. Живописные пейзажи открываются в Халльштатте, расположенном в западной части страны.

Италия, Рим. Направления из Москвы в Рим довольно популярны. Пизанская башня, амфитеатр Флавиев, Миланский собор, живописные озера и архитектуры — далеко не все, что привлекает туристов.

Отдельного внимания заслуживает Флоренция, где можно посетить Собор Святого Марка, Гранд–канал и Санта–Мария–дель–Фьоре. Можно провести время в поселке Позитано, расположенном на берегу моря или Вилле Адриана в Тиволи.

Франция, Париж. Страна богата количеством романтичных мест, которые обязательно стоит посетить. В первую очередь, стоит посмотреть на знаменитую Эйфелеву башню. Еще одна визитная карточка — Триумфальная арка.

Впечатляют гостей Версальский дворец, Фонтенбло, Замок Иф и Шамбор. Любителям искусства обязательно стоит посетить Лувр.

Расписание поезда Ласточка по маршруту Москва Смоленск перевозчик АО ФПК с 8 декабря 2019 г.

Номер поезда

Отправление

Остановочные пункты

Прибытие

715М (ежедневно)

Москва 07:15

Можайск 08:26-08:27

Гагарин 09:04-09:05

Вязьма 09:36-09:39

Сафоново 10:18-10:19

Ярцево 10:40-10:41

Смоленск 11:17

731М (ежедневно)

Москва 11:57

Можайск 13:03-13:04

Гагарин 13:41-13:42

Вязьма 14:13-14:16

Сафоново 14:55-14:56

Ярцево 15:17-15:18

Смоленск 15:54

733М (ежедневно)

Москва 15:57

Можайск 17:03-17:04

Гагарин 17:41-17:42

Вязьма 18:12-18:15

Сафоново 18:55-18:56

Ярцево 19:17-19:18

Смоленск 19:54

735М (ежедневно)

Москва 19:17

Можайск 20:40-20:41

Гагарин 21:19-21:20

Вязьма 21:52-21:55

Сафоново 22:36-22:37

Ярцево 22:59-23:00

Смоленск 23:39

Номер поезда

Отправление

Остановочные пункты

Прибытие

716М (ежедневно)

Смоленск 16:04

Ярцево 16:41-16:42

Сафоново 17:07-17:08

Вязьма 17:50-17:53

Гагарин 18:22-18:23

Можайск 19:03-19:04

Москва 20:33

732М (ежедневно)

Смоленск 19:25

Ярцево 20:01-20:02

Сафоново 20:27-20:28

Вязьма 21:10-21:13

Гагарин 21:42-21:43

Можайск 22:23-22:24

Москва 23:35

734М (ежедневно)

Смоленск 13:25

Ярцево 14:01-14:02

Сафоново 14:27-14:28

Вязьма 15:10-15:13

Гагарин 15:42-15:43

Можайск 16:23-16:24

Москва 17:35

736М (ежедневно)

Смоленск07:51

Ярцево08:27-8:28

Сафоново08:53-08:54

Вязьма09:36-09:39

Гагарин 10:08-10:09

Можайск 10:49-10:50

Москва 11:54

Историческая справка

«Первый пассажирский электрический вагон». 1910 год

Первые электропоезда в Российской империи эксплуатировались на узкоколейных (1000 мм) подъездных путях города Лодзь (ныне находится на территории Польши), где обслуживали Лодзь—Эгержское (10,5 км) и Лодзь—Пибианское (15 км) направления. Моторные (№ 1—16) и прицепные (№ 101—120) электровагоны были построены в 1900 году Русско-Балтийским вагоностроительным заводом. Напряжение в контактной сети составляло 550 В. Первым электропоездом на территории нынешней России стал сдвоенный аккумуляторный вагон, построенный в 1910 году Брянским машиностроительным заводом. Электропоезд сделал несколько опытных поездок на линии Санкт-Петербург—Царское Село, в ходе которых выявилось несовершенство его аккумуляторных батарей.

Первые проекты электрификации пригородных участков железных дорог также впервые предлагались ещё в Российской империи. Так ещё в 1913 году Министерство путей сообщения рассматривало проект электрификации направления Москва — Рублёво — Павловская Слобода — Воскресенск. Также выдвигались проекты электрификации участка Москва—Раменское (Московско-Казанская ж. д.), постройки лёгкой железной дороги Москва — Сергиев Посад, сооружения Крымской электрической дороги, электрификации Сурамского перевала и так далее, всего около 60 проектов. В связи с начавшимися военными событиями, работы по этим проектам были приостановлены. Первый электропоезд на советских железных дорогах появился в 1920 году. Им стал аккумуляторный электропоезд системы И. И. Махонина, который представлял собой три переоборудованные автомотрисы постройки Мытищинского завода (были сняты дизельные двигатели и генераторы) с тремя специальными тендерами, на которых располагались аккумуляторы. Первым электрифицированным пригородным направлением в СССР стал участок Баку — Сабунчи — Сураханы, на котором 7 июля 1926 года началось регулярное движение электропоездов. На территории нынешней России первое пробное движение пригородных электропоездов было открыто 3 августа 1929 года на участке Москва—Мытищи, а с 1 октября началась их регулярная эксплуатация.

Поезда-регионы

Номер Маршрут Название Примечания
3/4 Москва-Кисловодск Кавказ
7/8 Владивосток-Новосибирск Сибирь
9/10 Москва-Донецк Донбасс до 1999 г.
9/10 Москва-Самара Жигули
11/12 Москва-Нов. Уренгой Ямал
11/12 Чимкент-Алма-Ата Алатау
13/14 Москва-Челябинск Южный Урал
15/16 Москва-Екатеринбург Урал
15/16 Москва-Мурманск Арктика
15/16 Петропавловск-Алматы Жетысу
17/18 Москва-Петрозаводск Карелия
17/18 Клайпеда-Вильнюс Baltija
19/20 Киев-Луганск Лугань быв. Ворошиловградский
19/20 Семипалатинск-Ташекент Семей
21/22 Красноярск-Шарыпово КАТЭК отм. в 1997 г.
21/22 Москва-Воркута Заполярье ныне 41/42
23/24 Красноярск-Абакан Саяны ныне 123/124, не именной
25/26 Львов-Одесса Карпаты
25/26 Новосибирск-Москва Сибиряк
27/28 Москва-Казань Татарстан
27/28 Вильнюс-Варшава Balti
29/30 Кишинев-Варна Бессарабия
29/30 Москва-Кемерово Кузбасс
33/34 Москва-Владикавказ Осетия быв. 29/30
33/34 Москва-Курган Зауралье с 2002; ныне 89/90
35/36 Москва-Барнаул Алтай
37/38 С.-Петербург-Рига Балтия
37/38 Киев-Донецк Донбасс после 1999 г.
39/40 Москва-Уфа Башкортостан быв. Башкирия
39/40 Ленинград-Алма-Ата Семиречье отм. в 1995-96 г.
41/42 Казань-Горький Поволжье до 2006 г.
41/42 Москва-Саранск Мордовия
45/46 С.-Петербург-Иваново Текстильный Край
49/50 Ижевск-Москва Удмуртия отм. в 1997 г.
53/54 Москва-Чебоксары Чувашия
55/56 Москва-Климов Старая Русь с 1998 г.
57/58 Москва-Йошкар-Ола Марий Эл
63/64 Одесса-Днепропетровск Скифия
65/66 Москва-Абакан Саяны с 10/2003
67/68 Москва-Симферополь Крым
67/68 Абакан-Москва Хакасия
69/70 Москва-Курган Зауралье до 2002
71/72 Москва-Астана Целина
71/72 Москва-Белгород Белогорье с 2004 г.
73/74 Москва-Львов Верховина
73/74 Москва-Кривой Рог Криворижжя быв. Кривбасс
77/78 Москва-Ковель Волынь
77/78 Москва-Мариуполь Азовье
77/78 Москва-Нижневартовск Югра с 2001 г.
79/80 С.-Петербург-Калининград Янтарный Берег
83/84 Москва-Серов Северный Урал быв. 225/226
83/84 Ковель-Одесса Голубые Озера
85/86 Москва-Махачкала Дагестан Быв. 79/80
93/94 Москва-Магнитогорск Магнитка
97/98 Москва-Самарканд Сугдиена отм.
97/98 Москва-Днепропетровск Приднепровье
97/98 С.-Петербург-Выборг Балтика с 2001 г.
97/98 Киев-Львов Галичина
103/104 Казань-С.-Петербург Поволжье с 2006 г.
105/106 Кишинев-Бухарест Prietenia
107/108 Минск-Калинковичи Белая Русь
137/138 Рига-Адлер Прибалтика
143/144 Москва-Забайкальск Забайкалье отм. в 1992-94 г.
147/148 Москва-Бийск Юность Алтая отм.
151/152 С.-Петербург-Ижевск Родники Удмуртии до
2001 был 69/70, до 2002 — 153/154
159/160 Тбилиси-Самтредиа Имерети
171/172 Москва-Ивано-Франковск Прикарпатье с 2004
г. — 141/142
175/176 Мариуполь-Киев Азов быв. Приазовье
191/192 Москва-Хмельницкий Подолье сейчас 55/56
201/202 Алматы-Новосибирск Турксиб до 1994 г.
203/204 Алматы-Екатеринбург Алатау до 1994 г.
203/204 Киев-Ивано-Франковск Прикарпаття сейчас 43/44
215/216 Москва-Северодвинск Поморье ныне 315/316
217/218 Москва-Архангельск Беломорье ныне Поморье,
317/318
217/218 Москва-Новгород-Сев. Старая Русь до 1998 г.
237/238 Свердловск-Приобье Уральские Зори
237/238 Ужгород-Киев Закарпатье
271/272 Минск-Ивано-Франковск Полесье быв. Чернивка
287/288 Москва-Мангышлак Мангистау отм.
351/352 Адлер-Ижевск Огни Удмуртии
513/514 Пермь-Симферополь Урал-Сервис ныне 263/264
611/612 Новосибирск-Карасук Сибирская Нива
625/626 Тбилиси-Сочи Иверия отм. в 1992 г.
627/628 Киев-Черновцы Буковина
649/650 Одесса-Симферополь Таврия
649/650 Чита-Забайкальск Даурия
657/658 С.-Петербург-Петрозаводск Калевала
661/662 Киев-Одесса Аркадия
665/666 Свердловск-Нижняя Тура Уралочка
671/672 Минск-Львов Полесье отм.
687/688 Киев-Львов Галичина
801/802 Улан-Удэ-Чита Забайкалье
963/964 Улан-Удэ-Наушки Бурятия

Технологии

Первый регулярный суперэлектропоезд Синкансэн серии 0 с обтекаемой тупой носовой частью, подобной авиалайнерам

Суперэлектропоезд Корейской высокоскоростной железной дороги KTX-Санчхон

Современный суперэлектропоезд Синкансэн серии 500 с острой носовой частью длиной 13 метров

В своём большинстве применяемые на ВСНТ технологии аналогичны стандартным технологиям железнодорожного транспорта. Отличия же обусловлены прежде всего высокой скоростью движения, что влечёт за собой возрастание таких параметров, как центробежные силы (возникают при прохождении поездом кривых участков пути, могут вызвать состояние дискомфорта у пассажиров) и сопротивление движению. В целом повышение скорости движения поездов ограничивают следующие факторы:

  • аэродинамика;
  • механическое сопротивление пути;
  • тяговые и тормозные мощности;
  • динамическая устойчивость движения;
  • надёжность токосъёма (для ЭПС).

Для улучшения аэродинамических показателей поезда имеют обтекаемую форму передней части и минимальное число выступающих частей, а выступающие (например, токоприёмники) оборудуются специальным обтекаемыми кожухами. Дополнительно подвагонное оборудование закрывается специальными щитами. За счёт применения таких конструктивных мероприятий снижается заодно и аэродинамический шум, то есть поезд становится менее шумным.

Механическое сопротивление в основном заключается во взаимодействии колесо-рельс, то есть для снижения сопротивления требуется снизить прогиб рельсов. Для этого прежде всего усиливают железнодорожный путь, для чего применяются рельсы тяжёлых типов, железобетонные шпалы, щебёночный балласт. Также снижают нагрузки от колёс на рельсы, для чего в материалах кузовов вагонов применяют алюминиевые сплавы и пластик.

Как одна из альтернативных возможностей высокоскоростного железнодорожного движения и для отработки высоких скоростей на железнодорожных путях, в 1930-х годах в Германии (Рельсовый Цеппелин), в 1960-х годах в США (M-497) и в 1970-х годах в СССР (Скоростной вагон-лаборатория) проходили испытания прототипы поездов, не имеющие моторной тяги тележек колёсных пар и приводившиеся в движение турбовинтовыми и турбореактивными двигателями.

Также с целью вообще избавиться от колёсного трения, то есть заставить поезд висеть над путями (нерельсовыми направляющими или полотном), были разработаны поезда на воздушной подушке с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями (французские аэротрейн и др.), не вошедшие в широкую эксплуатацию, также поезда на магнитной левитации (маглевы) с линейными тяговыми электродвигателями и сверхпроводниками, получившие в мире некоторое распространение.

Для обеспечения высокой выходной мощности поезд должен иметь очень мощный первичный источник энергии. Этим и объясняется, что практически все высокоскоростные поезда (лишь за редким исключением) относятся к электроподвижному составу (электровозы, электропоезда). Тяговые электродвигатели на поездах первого поколения были коллекторными постоянного тока. Мощность такого двигателя ограничена прежде всего коллекторно-щёточным узлом (который к тому же ненадёжен), поэтому уже на поездах последующих поколений стали применяться бесколлекторные тяговые электродвигатели: синхронные (вентильные) и асинхронные. Такие двигатели имеют гораздо более высокую мощность, так, для сравнения: мощность ТЭД постоянного тока электропоезда TGV-PSE (1-е поколение) составляет 538 кВт, а синхронного ТЭД электропоезда TGV-A (2-е поколение) — 1100 кВт.

Для торможения высокоскоростных поездов прежде всего используется электрическое торможение, на высоких скоростях — рекуперативное, а на низких — реостатное. Однако современные статические преобразователи (например, 4q-S, применяется на ЭПС 4-го поколения) позволяют применять на подвижном составе с бесколлекторными ТЭД и рекуперативное торможение практически во всём диапазоне скоростей.

Европейские вагоны

В международных поездах, кроме известных нашим пассажирам вагонов купе и СВ, часто можно встретить вагоны габарита РИЦ. Они бывают в трех вариантах исполнения.

Вагон люкс

В вагоне всего четыре двух-местных купе увеличенной площади и салон-бар.

В каждом купе индивидуальный санузел с душевой кабинкой и биотуалетом. Из мебели в купе – раскладной диван шириной 120 см, верхнее 90-сантиметровое место, кресло. Купе оснащены индивидуальным кондиционером, телевизором и DVD.

Вагон первого класса

Вагон первого класса содержит десять двухместных купе, один общий туалет и душ. В каждом, довольно узком купе, две полки, расположенные друг над другом, откидное кресло, умывальник под крышкой столика. В каждом купе кондиционер и телевизор. 

Вагон второго класса

В вагоне второго класса – одиннадцать трехместных купе, которые довольно тесны – с одной стороны три спальные полки, с другой – вешалка, лестница и умывальник. Днем всем пассажирам купе придется либо втроем сидеть на нижней полке, либо всем лежать, потому что при разложенной средней полке сидеть на нижней уже не получится.

Когда все купе занимает одна семья приспособиться еще как то можно, но путешествие с посторонними людьми в течение 35 часов в таких условиях комфортным не назовешь.

Проекты ВСНТ в России

Проекты высокоскоростных железных дорог до 2030 г.

В течение 9 лет разрабатывался, строился и испытывался отечественный скоростной поезд «Сокол-250». В нём были применены многие новаторские идеи. Предполагалось, что он станет этапным перед созданием более скоростного поезда: «Сокол-350» (индексы «250», «350» — ориентировочная максимальная скорость разрабатываемых поездов), который, помимо всего прочего, предполагалось оснащать системой с наклоном кузова для высокоскоростного прохождения кривых. В ходе испытаний была достигнута скорость в 237 км/ч. Однако, в силу ряда причин (в первую очередь политико-экономических), поезд так и не был доведён до эксплуатационного уровня. В 2003 году все работы по электропоезду были полностью прекращены. Весь комплекс работ, включая проведение опытных испытаний на шестидесяти тысячах километров пробега, обошёлся всего в 799,23 млн рублей ($32,5 млн.), что сопоставимо со стоимостью одного обычного серийного поезда типа французского TGV, немецкого ICE или итальянского Pendolino, которые считаются мировыми лидерами высокоскоростного железнодорожного транспорта. По данным КБ разработчика, на доводку необходимо было порядка 3 миллионов долларов.

В мае 2013 года, на совещании у президента В. Путина, были озвучены планы строительства в России 4000 километров высокоскоростных магистралей до 2030 года.

В 2015 году начато проектирование первой в России высокоскоростной магистрали ВСМ Москва — Казань. Расчётный срок проектирования — 2 года, строительства — 5 лет.

17 января 2019 года было одобрено строительство первого участка высокоскоростной магистрали Москва—Казань: от Железнодорожного Московской области до Гороховца во Владимирской. На реализацию проекта предполагается выделить 200 млрд руб. из бюджетных средств.

Какие бывают виды поездов в СНГ

Классификация поездов производится по различным признакам. Чтобы понять, какой поезд к какому виду относится, нужно четко знать его скорость, длину, массу, дальность следования и тип груза.

  • По скорости поезда бывают: скорыми (более 50 км/час), скоростными (140 км/час), высокоскоростными (200-250 км/час) и ускоренными (точной скорости нет, но он движется быстрее скорого и скоростного, не перевозит пассажиров).
  • По длине — обычные без названия, длинносоставные, повышенной длины и соединенные из нескольких поездов.
  • По массе — сверхтяжелые и повышенной массы (более 6000 тонн).
  • По дальности – пригородными, дальними (более 150 км), прямыми (следуют по более чем двум дорогам), местными (в пределах одной дороги следуют менее чем на 700 км), сквозными, участковыми (едут от одной станции до другой), сборными (доставляют вагоны на разные станции).
  • По типу груза поезда бывают пассажирскими, грузовыми (товарными), грузопассажирскими, грузобагажными, почтово-багажными и воинскими.
  • По регулярности: летние, разовые, круглогодичные.

Особенности нумерации

Многим, наверное, в голову приходил вопрос о том, почему поезд пассажирский в одну сторону идет под нечетным номером, а в другую — наоборот? Объясняется все просто — если состав движется с севера на юг или с востока на запад — он нечетный, а если с запада на восток или с юга на север — четный. Если весь маршрут не выстраивается целиком по этим нормам, тогда его нумерация меняется по пути в соответствии с преодолениями этих направлений. Под это правило не попадают только составы из российской северной столицы — из города следуют в основном нечетные поезда.

Можно также заметить, что к трехциферному номеру состава прибавляют еще и букву. Делается это лишь оттого, что комбинаций из трех цифр на все курсирующие поезда не хватает. Притом, чтобы избежать путаницы и неразберихи среди пассажиров, поездам, встречающимся друг с другом на пути, не дают обозначения, различные только в одной букве, к примеру, 222а и 222г.

Ссылка на основную публикацию