Лучшие фильмы в истории кинематографа смотреть онлайн

Хрусталев, машину

Режиссер: Алексей Герман

Страна: Россия, Франция

Год: 1998

Приготовьтесь к тому, что смотреть этот фильм вам будет просто физически больно. Босховские рожи, нагромождение планов (и на всех постоянно что-то происходит), суетливые движения камеры, постоянный гвалт, персонажи, иногда говорящие прямо в камеру (как бы в сторону). Сцены из коммунальной квартиры действительно оставляют ощущение того, что ты побывал в коммунальной квартире.

Ну что тут скажешь? Модернизм-с.

Кроме того, смотреть этот фильм будет больно и психологически. Потому что он про горемычную нашу родину. Потому что это последние дни правления Сталина, параноидальная и душная атмосфера, быт, местами смешной, местами уродливый, и главный герой, пьющий коньяк стаканами.

Скорее всего, первый час уйдет на то, чтобы врубиться, как этот фильм работает. Второй час уйдет на то, чтобы осознать, что же именно творилось в первом. А уже к последним минутам появится легкое ощущение понимания происходящего.

Окраина

Режиссер: Петр Луцик

Страна: Россия

Год: 1998

Снова горемычная родина, но в новом платье.

«Новые русские» отнимают у жителей деревни землю, чтобы качать из нее нефть, а те отправляются отстаивать справедливость и бить супостатов. Да не абы куда, а прямо в Москву!

Сюжет здесь, конечно, довольно условен: самый интерес в поэтике, неожиданной и чем-то неуловимым напоминающей о «Мертвеце» Джармуша.

Мальчишка, лежащий на льду и говорящий: «Замерзнуть бы… насмерть». Приемы и эстетика а-ля «Чапаев» 1934-го года. (Хотя действие происходит однозначно в 90-е, герои выряжены так, будто на дворе Гражданская войн. Да даже постановка света тут как в сталинском кинематографе!) Палатка, сварганенная из винтовок, воткнутых в снег, и тулупов, наброшенных по кругу. Илья Муромец местного уезда, буквально встающий с печи. Да и вообще, народное что-то проскальзывает постоянно:

Происходит полное размытие реальности и вымысла, прошлого и настоящего, жестокости и добра, серьезности и иронии. И получается что-то настолько русское, что даже слов, способных выразить это, — нема.

https://youtube.com/watch?v=9RKc3Tk3bDk

Голод

Режиссер: Хеннинг Карлсен

Страна: Дания, Норвегия, Швеция

Год: 1966

Пожалуй, лучшая экранизация одноименного романа Кнута Гамсуна. И доказательство того, что у скандинавского кинематографа даже в шестидесятые не только Бергман был.

Как и в романе Гамсуна, события играют довольно мало роли и до некоторой степени условны. Четыре акта, в конце каждого из которых все вроде как налаживается. Зато какая безысходность, какое отчаяние, какая беспросветность царит до этого!

По сути, фильм переводит технику «потока сознания» в киноязык (естественно, не впервые в истории кинематографа). Чередой деталей, видений и образов, а также игрой Пера Оскарссона зрителю передается состояние главного героя: голодающего писателя, который как голем слоняется по Христиании.

Смотреть фильм стоит именно ради этого эффекта вживания. Ну, или чтобы разобраться в нем и посмотреть, как с этого эффекта добиваются мастера.

Сатанинское танго

Режиссер: Бела Тарр

Страна: Венгрия, Германия

Год: 1994

А теперь ваш главный козырь: «Сатанинское танго», экранизация романа Ласло Краснохоркаи. Главный этот козырь потому, что длится фильм более семи часов. (На двадцать минут дольше, чем «Война и мир» Бондарчука. И это при том, что у Бондарчука — явное деление на четыре отдельных фильма.) И потому, даже если ваш сноб про «Танго» и слышал, то уж очень вряд ли он его смотрел. На самом деле, вы можете по любому поводу вспоминать этот фильм. Идете, скажем, по улице, а вас машина из лужи окатила — прямо как в «Сатанинском танго»! Или рассказывает вам кто про похождения в клубе, а вы ему — прямо как в «Сатанинском танго»!

Все равно никто не посмотрит.

А если серьезно — смотреть есть на что. Эстетика Белы Тарра тонка и многогранна, хотя, конечно, и бросает серьезный вызов зрителю. Вы думали, что у Тарковского длинные планы? Пха! Фанаты Белы Тарра давно уже считают монтажные склейки у своего любимого режиссера. Здесь их — сто пятьдесят. Напомню, в «Бердмэне», который длится в три раза меньше, их не менее ста.

На просторах социалистической Чехословакии Тарр по-своему обыгрывает притчу о лжепророке (в фильме, как и в романе Краснохоркаи, очень сильна именно религиозная подоплека). Умирающая комунна: двое, укравшие общие деньги, чтобы бежать в лучшие места, и возвращающийся Иримиаш, считавшийся погибшим. Многое в сюжетной линии напоминает роман «Сатана в Горае» Башевиса-Зингера.

Большую часть времени придется любоваться на наводящие тоску виды пришедшей в разруху фермы. На жалких и убогих персонажей. На грязь, на пустоту, на отчаяние. И все это — очень, просто предельно медленно.

Но самое лучшее здесь — это сцены светлые. Их немного, но они есть. И именно на фоне такой беспросветности они и сияют так весело и чисто. И почти детскую радость вызывают.

Потому что это Бела Тарр сомневающийся: еще не отчаявшийся (как в «Туринской лошади»), а ищущий и находящий.

После жизни 1988

Психологическая драма о жизни после смерти. Вместо привычного представления о высшем суде и рае для праведников существует воспоминание о счастливых мгновениях прожитой жизни, в котором может поселиться душа мертвого. Но таких моментов может быть бесчисленное множество, а выбрать предстоит только один.

Все эти фильмы не смогли стать самыми кассовыми в прокате, однако заслуживают особого внимания из-за своей неповторимости и высокохудожественности, которая олицетворяет истинное искусство.

Если хотите увидеть более подробный обзор этих фильмов, мы советуем посмотреть следующее видео:

Ну а если вы ждете чего-нибудь новенького, тогда вам сюда: «Самые ожидаемые премьеры в июле 2016».

Как начать

У кого нет друзей-зануд? То не этак, этак не то. Но худшие из всех зануд — киноснобы. С ними невозможно ходить в кино. С ними невозможно говорить про кино. С ними невозможно просто говорить (все сводят к разговору о кино). И все-то им «недостаточная выраженность проблематики», все-то им «скупой киноязык».

Но на сноба не обязательно идти с ножом — вовсе нет. Бить сноба нужно его же оружием. Например, можно посмотреть отобранные нами фильмы и предъявить другу-снобу свои впечатления, когда он в очередной раз начнет говорить про то, что последние пять минут «Детства лидера» — лучшее, что видел кинематограф последних двадцати лет.

Как закончить

С помощью одного или нескольких из перечисленных фильмов — завоюйте доверие своего друга-сноба и подбейте его посмотреть какое-нибудь кино вместе. Возможно, сначала вам придется смотреть то, что захочет он, но когда-нибудь он обязательно уступит выбор вам. И что же? Просите Феллини, «Восемь с половиной» (брюзжания о том, что уж многажды видено, отпадут: вы ведь уже доказали свою принадлежность к касте). Смотрите-смотрите. Смотрите-смотрите. А на сцене, где вешают критика, — вы и ткните своего друга больно в бок. Авось, чего-нибудь да поймет.

Ведь снобизм — ровно та же самая ограниченность, что и непроходимая тупость.

Только расположилась с другой стороны.

Это интересно:

Сердце Ангела

Режиссер: Алан Паркер

Страна: США

Год: 1987

Пожалуй, самый «попсовый» фильм в нашей подборке. Однако, именно из-за «попсовости» ваш друг-сноб, скорее всего, его и не смотрел.

К частному детективу Гарри Эйнджелу приходит некий адвокат и просит разыскать одного музыканта. Фильм, начинающийся как классический беззатейный нуар, быстро перевоплощается в гнетущий мистический триллер и несется галопом неведомо куда.

Фильм, конечно, задохнулся бы, не будь в нем Микки Рурка, Роберта Де Ниро и такой вязкой атмосферы: здесь есть место и снежному угрюмому Нью-Йорку, и солнечному, но такому дикому Новому Орлеану. И сделано это все крайне талантливо. Чего стоит только сцена обыска квартиры, перебивающаяся то и дело кадрами с мальчишкой, отплясывающим чечетку в луже, и отплясывающим тем живее, чем более странные вещи находит Гарри. В фильме вообще многое завязано на ритме. (Да, музыка здесь тоже замечательная).

Словом, блеснуть можно — да еще как. Ну а если ваш друг-сноб и на этот фильм будет брюзжать, переходите к следующему.

Ссылка на основную публикацию