Цветовые профили и их использование

Равномерность подсветки экрана

Равномерность подсветки по полю экрана измерялась том же режиме, в котором производилась калибровка монитора. Если учесть, что показатели равномерности светодиодной подсветки обычно выше, чем у ламп с холодным катодом, результаты в данном случае просто провальные. Отклонение от максимума яркости по полю экрана составило от 17% до 19%, это очень много. На основе анализа двумерных картин распределения яркости можно сделать совершенно однозначный вывод: самый яркий участок находится в центре внизу, а самый темный — в правом верхнем углу. Возможно, это связано с некими дефектами конкретного экземпляра, но тем не менее результаты явно неудовлетворительные.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что ViewSonic VP2765-LED в целом оправдал связанные с ним ожидания, а в чем-то даже значительно их превзошел. Например, запас по яркости, продемонстрированный монитором, просто огромный! Контрастность по абсолютным меркам великолепная, хоть и не дотягивает до паспортных показателей. Точность цветопередачи даже некалиброванного дисплея замечательная, а после калибровки вплотную приближается к показателям лучших профессиональных моделей. Что касается цветового охвата, то он лишь немного не дотягивает до необходимого sRGB.

Недостатков, правда, тоже хватает. Равномерность цветовой температуры по всему яркостному диапазону могла бы быть и лучше. В самых темных тонах присутствует небольшой фиолетовый оттенок. Отдельно стоит упомянуть неудовлетворительную равномерность подсветки. Кстати, единственный предустановленный режим sRGB совсем не впечатлил: низкая яркость и контрастность, неудовлетворительное постоянство цветовой температуры и неполный цветовой охват одноименного цветового пространства.

Монитор, в общем, неплохо подходит для решения задач, связанных с цветом, и без дополнительных манипуляций, но для действительно хороших результатов все же придется провести калибровку. Вообще, отсутствие большого набора предустановок наводит на мысль, что монитор именно под нее и заточен. С учетом довольно демократичной цены для модели с такими показателями, ViewSonic VP2765-LED будет интересен многим любителям и профессионалам, работающим с цветом.

Преимущества:

  • огромный запас по яркости;
  • отличная цветопередача до и после калибровки;
  • глубокий черный цвет;
  • гибкая регулировка опоры;
  • невысокая цена.

Недостатки:

  • основание опоры занимает много свободного места;
  • сильная неравномерность подсветки.

С файлового сервера 3DNews можно скачать цветовой профиль для этого монитора, предназначенный для использования с настройками, которые описаны в разделе .

Редакция 3DNews благодарит компанию «Графитек» за предоставленный в распоряжение нашей лаборатории колориметр Spyder4 Elite.

Рабочие параметры

В мониторе Viewsonic VP2780-4K производитель использует шесть режимов Сolor, ещё шесть режимов ViewMode и один дополнительный для ручных изменений. В первых шести, несмотря на изначально заложенный смысл (изменение цветовой температуры, о чём намекают названия многих из них), также меняется цветовой охват, гамма-кривые и даже (в случае с sRGB и EBU) воздействие параметра Brightness в первом разделе меню – изменение яркости становится не линейным.

Профили ViewMode, в свою очередь, в основном работают с цветовой гаммой, насыщенностью картинки, немного с гамма-кривыми. Цветовая температура меняется в небольших пределах. По умолчанию установлен режим Standard, он же является режимом Native из раздела Color Adjust. Как «смешивать» все остальные предустановки изображения, мы вам не подскажем — тут «чёрт ногу сломит».

При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее оптимальный и беспроблемный.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим Color – Native;
  • яркость – 100;
  • контрастность – 70;
  • режим ViewMode – Standard;
  • гамма – 2,2.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) мы, методом проб и ошибок, выбрали режим sRGB, который был подвергнут дополнительной «модификации» через сервисное меню, а после этого — коррекции яркости через обычное меню. В итоге параметры приняли следующие значения:

  • режим Color – sRGB;
  • RGB-значения в сервисном меню для sRGB – 127/127/128;
  • яркость – 27;
  • контрастность – 70;
  • режим ViewMode – Standard;
  • гамма – 2.2.

Отдельно отметим, что для ручной настройки можно использовать и другие предустановленные режимы, но в каждом из них будут свои достоинства и недостатки. К сожалению, лучшего, сочетающего оптимальный цветовой охват (близкие к sRGB) и качественные заводские настройки гамма-кривых, среди них не найти.

Цветовые пространства

Цветовые пространства позволяют нам отображать абсолютные цвета физического мира в системе измерений, подходящей для дисплеев. Вы слышали о «sRGB», «Adobe RGB», «Display P3» или «DCI-P3»? Это и есть цветовые пространства.

Они похожи на «см» из первого абзаца. sRGB — это стандартное цветовое пространство для многих устройств. Adobe RGB, Display P3 и DCI-P3 — это пространства с более широким цветовым охватом, которые можно найти на более новых или дорогих устройствах.

Значение слева, цветовое пространство справа

Цветовые пространства сложнее, чем единицы измерения. Они не просто определяют масштаб, они устанавливают белую точку, диапазон, масштаб и другие свойства для красного, зелёного и синего в видимом спектре.

Есть много способов визуально отразить цветовые профили, но самый удобный и распространённый — с помощью цветовой модели в 3D.

Цветное поле — sRGB, белёсое — Display P3

Перед вами разница между sRGB и Display P3. sRGB отображает меньше цветов, чем Display P3, поэтому на картинке его цветовой охват находится внутри охвата Display P3.

Любой цвет, описанный в пространстве sRGB, также можно описать в Display P3. #ff0000 в sRGB — это #ea3323 в Display P3 (значение может немного отличаться в зависимости от метода преобразования).

Однако в Display P3 есть цвета, которых нет в пространстве sRGB. Display P3 имеет более широкий цветовой охват и может отображать больше, особенно это касается глубоких красных и зелёных оттенков. #ff0000 в Display P3 нельзя превратить в значение HEX для sRGB , поскольку оно выходит за пределы диапазона sRGB.

Я надеюсь, что трёхмерная модель понятно демонстрирует важный момент — когда вы назначаете значению цвета цветовой профиль, оно становится абсолютным и более полезным. Такое значение предоставляет всю необходимую информацию устройству, отображающему картинку, чтобы воспроизвести цвет максимально точно.

sRGB как стандарт

Я написал, что у значений, указанных выше, нет единиц измерения или цветового пространства. Это не совсем верно. Во многих случаях есть цветовое пространство по умолчанию, которое предполагается, если изначально данных о цветовом пространстве нет.

В сети sRGB — стандартное цветовое пространство для CSS и SVG, хотя, скорее всего, в будущем получится использовать  другие пространства. Например, в CSS цвета пространства Display P3 можно прописать как color(p3 1.0 0 0).

На iOS и Android также по умолчанию используется sRGB, но обе ОС поддерживают более широкий цветовой охват.

Изображения и видео

Тот же концепт работает для изображений и видео.

Во многих ситуациях изображения и видео должны иметь встроенные цветовые профили. Если их нет, программа считает, что цветовое пространство — sRGB. По этой причине изображения в пользовательском интерфейсе часто идут без встроенных цветовых профилей: это экономит место на диске, а цвета всё равно будут восприняты как существующие в sRGB.

Будущее широкого цветового охвата

Раньше дизайнеры и разработчики могли хорошо работать, не имея знаний об управлении цветом, но скоро без них будет не обойтись.

Распространение дисплеев с широким цветовым охватом означает, что ошибок, связанных с управлением цветом, станет больше и они будут серьёзнее. Хороший пример — на экране новых MacBook Pro и iMac в некоторых приложениях цвета выглядят перенасыщенными.

Если вы работаете с интернет-страницами и приложениями для iOS и Android, важно понимать цветовое пространство, в котором находится проект, и настроить дизайн и среду разработки в соответствии с ним. Скорее всего, вы работаете в sRGB, но важно, чтобы это был осознанный выбор

Важно, чтобы вы знали, при каких условиях происходит преобразование цветов.

Если цвета выбраны в одном цветовом пространстве, а затем не преобразованы, а назначены из другого пространства, они будут выглядеть неправильно. Так часто бывает, когда программа не настроена на широкий цветовой охват и на протяжении всего проекта цвета несут значения для sRGB. Они будут выглядеть ярко в инструменте дизайна и тускло в работающем приложении.

Результаты измерений

Монитор обладает матрицей с расширенным цветовым охватом, но те, кому РЦО не нужен, могут переключить его в режим эмуляции sRGB, Rec.709 или DCI-P3.

В ходе тестирования мы сосредоточились на двух режимах: User (с использованием полного цветового охвата матрицы) и sRGB (в котором «лишние» участки цветового охвата матрицы отсечены, что полезно при работе с цветом). Измерения в этих режимах были проведены как со стандартным системным цветовым профилем sRGB, так и после калибровки средствами Argyll.

По умолчанию треугольник цветового охвата монитора превышает рабочую область sRGB, заметно выходя за ее пределы на зеленых и красных оттенках, но чуть отклоняясь в сторону от эталонного «синего угла».

При заводских настройках дисплей имеет охват 99,8% sRGB, 88% AdobeRGB и 93,9% DCI-P3 — отличный результат, весьма близкий к заявленным производителем значениям (100% sRGB и 95% DCI-P3).

Отметим, что после калибровки цветовой охват не менялся ни при стандартных настройках, ни в режиме sRGB.

Точность настройки и стабильность цветовой температуры также достаточно хороши, хотя и можно отметить небольшое завышение значений относительно эталонного уровня.

Точка белого и смещение оттенков серого настроены также весьма неплохо.

А вот настройка гамма-кривых выполнена не на столь достойном уровне. Можно отметить проседание кривых в левой части графика и завышение в правой. Получается, что кривые имеют s-образную форму — это говорит об искусственно завышенной контрастности картинки при одновременном снижении детализации как светлых, так и темных оттенков.

В итоге наблюдаются неплохие показатели точки белого, но отклонение DeltaE94 весьма высоко: среднее приближается к 3, а максимальное — к 6 единицам.

Калибровка способна заметно улучшить полученные результаты:

Цветовая температура после калибровки на всем диапазоне измерений отклоняется не более чем на десятки градусов.

Точки серого чуть приблизились к центру и в целом сгруппировались более плотно.

Гамма-кривые значительно приблизились к эталону.

Результат: практически идеальное попадание в точку белого, весьма низкий (0,43 единицы) средний уровень отклонений dE94 и невысокий (1,52 единицы) максимальный уровень отклонений.

Однако даже с такими параметрами монитор все же не подходит для вдумчивой работы с цветом: естественной цветопередаче мешает расширенный цветовой охват, приводящий к перенасыщенным цветам на экране. И тут должен помочь имеющийся у монитора режим sRGB, отсекающий избыточные участки цветового охвата матрицы.

Для начала ознакомимся с заводской настройкой этого режима:

В режиме sRGB отсечение излишних участков цветового охвата сделано чуть менее аккуратно, чем можно было бы рассчитывать. Охват в этом режиме сократился до 98,5% sRGB за счет красного угла треугольника — но и этот показатель является вполне достойным (особенно для монитора, который производитель не предназначает для работы с цветом).

Параметры цветовой температуры на большей части графика еще более приблизились к эталонным. Правда, можно отметить занижение ЦТ при низком уровне яркости.

Точка белого и смещение оттенков серого настроены даже чуть лучше, чем в режиме по умолчанию.

Качество настройки гамма-кривых также находится на более высоком уровне, чем при стандартных настройках: хотя легкий налет s-образности гамма-кривых и сохранился, в режиме sRGB они пролегают куда ближе к эталону.

Закономерен и результат: чуть лучшие показатели в каждой отдельной настройке привели к весомому итоговому преимуществу. Тест Argyll демонстрирует соответствие всех показателей не только номинальному, но и рекомендованному уровню отклонений.

В целом заводскую настройку режима sRGB можно признать вполне удачной, но результат можно еще улучшить, проведя калибровку уже в этом режиме работы монитора.

Цветовая температура после калибровки отклоняется от номинала еще меньше.

Пара серых точек несколько отдалилась от общей группы, но в целом качество настройки осталось на достойном уровне.

Гамма-кривые RGB в целом стали ближе друг к другу, а s-образность сменилась легким проседанием на отдельных участках.

Общий итог — значительно лучшее цветовое соответствие эталонным параметрам с максимальным отклонением ΔE94 всего в 0,57 единицы. Отличный результат.

Визуальная оценка изображения и особенности модели

Качество градиентов и скорость отклика

Благодаря 10-битной (8 бит + FRC) AH-IPS-матрице c не самой большой диагональю и качественной заводской настройке монитор Viewsonic VP2780-4K продемонстрировал превосходную равномерность самых разных градиентов. После ручных правок основных рабочих параметров качество тоновых переходов не ухудшается. Полноценная калибровка с правками в LUT видеокарты, как выявило наше тестирование, вовсе не обязательно. А поэтому качество градиентов в любом случае хуже не станет.

Скорость матрицы находится на высоком уровне и полностью соответствует представлениям о качественном 4К-дисплее с частотой вертикальной развёртки 60 Гц. Заводские настройки разгона являются оптимальными. Длина шлейфов небольшая, артефакты полностью отсутствуют. Активация режимов разгона Advanced и Ultra Fast приводит к появлению хорошо заметных артефактов, а в случае с последним – к увеличению длины шлейфов за движущимися объектами на экране. Поэтому стоит остановить свой выбор на настройках Response Time, выставленных производителем по умолчанию.

Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора Viewsonic VP2780-4K благодаря качественной AH-IPS-матрице производства LG Display – соответствующие.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, происходит минимальный цветовой сдвиг (color-shift). Диагональ экрана 27 дюймов также, безусловно, сказывается на углах обзора – они лучше, чем у решений большего размера и особенно с соотношением сторон 21:9.

     
     

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы типа IPS. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум чёрными полосами сверху и снизу при просмотре фильма, в тёмном помещении), паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Viewsonic VP2780-4K используется матрица с полуматовой поверхностью. Но, как было отмечено ранее, она обладает более серьёзными антибликовыми свойствами, а поэтому кристаллический эффект некоторые пользователи, совершенно точно, не пропустят мимо своих глаз.

И действительно – КЭ можно заметить даже сидя строго перпендикулярно плоскости экрана. Он выражен не сильно, но он есть. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) кристаллический эффект начинает проявлять себя ещё сильнее.

От эффекта Cross Hatching монитор Viewsonic VP2780-4K избавлен.

     

По заявлениям производителя дисплей обладает Flicker-Free W-LED-подсветкой, что было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: установка оптимальной яркости экрана, правильно подобранное расстояние до монитора, перерывы в работе и т.д.

Методика тестирования

Начиная с этой статьи мы переходим на новую методику тестирования мониторов. Мы решили отказаться от медлительного и порой неточного Spyder4 Elite в пользу более быстрого и точного колориметра X-Rite i1Display Pro. Теперь для измерения основных параметров дисплея будет использоваться этот колориметр совместно с программным комплексом Argyll CMS последней версии. Все операции будут осуществляться в Windows 8.

В соответствии с новой методикой будут измерены следующие параметры монитора:

  • Яркость белого при яркости подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • Яркость чёрного при яркости подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • Контрастность дисплея при яркости подсветки от 0 до 100% с шагом в 10%;
  • Цветовой охват;
  • Цветовая температура;
  • Гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • Гамма-кривая серого цвета;
  • Delta E (по стандарту CIEDE2000).

Для калибровки и анализа Delta E будет применяться графический интерфейс для Argyll CMS — DispcalGUI, последней версии на момент написания статьи. Все описанные выше измерения будут проводиться до и после калибровки. Во время тестов будут измерены основные профили монитора — по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка будет проводиться в профиле, выставленном по умолчанию, а для мониторов с расширенным цветовым охватом — в режиме аппаратной эмуляции sRGB (если он будет доступен). В последнем случае цвета конвертируются по внутренним LUT монитора (которые могут иметь разрядность вплоть до 14 бит на канал) и выводятся на 10-битную матрицу, в то время как попытка сузить цветовой охват до границ sRGB инструментами цветокоррекции ОС приведет к снижению точности кодирования цвета.

Перед началом всех тестов монитор будет прогрет в течение часа, а все его настройки сброшены до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга своими небольшими погрешностями цветопередачи. Всё дело в том, что изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически — слишком уж они сложны. Поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

Прежде чем переходить к тестированию, стоит упомянуть два важных момента. Во-первых, к большому нашему сожалению, в тестовой лаборатории 3DNews пока ещё нет спектрофотометра, поэтому сделать матрицу для коррекции (калибровки) колориметра, не представляется возможным. Несмотря на то, что X-Rite i1Display Pro считается точным колориметром (если не самым точным из всех доступных на рынке), качество его измерений у мониторов с широким цветовым охватом может немного снизиться по сравнению с измерениями мониторов с цветовым охватом sRGB. Ну а во-вторых, используемая нами методика не является финальной и будет постепенно совершенствоваться — со временем в неё будут добавляться новые виды измерений и графиков.

Режим sRGB, стандартные настройки

В режиме эмуляции цветового пространства sRGB треугольник цветового охвата немного не дотягивается до «красной» вершины, совсем чуть-чуть — до «зеленой» и практически точно попадает в «синюю». Охват пространства sRGB составляет около 96%.

Режим цветовой температуры по умолчанию именуется «Теплый», но он оказывается куда холоднее целевого значения в 6500К: в среднем цветовая температура близка к 7300К.

Это хорошо видно и по расположению точки белого. Зато плотность оттенков серого похвально хороша.

Гамма-кривые пролегают чуть ниже эталонного уровня, но отклонение невелико, а кривые отдельных цветов практически совпадают.

В результате, за исключением существенного смещения точки белого по причине завышенной цветовой температуры, настройку можно назвать весьма удачной, что подтверждает и тест Argyll: среднее отклонения DeltaE94 составляет 0,65 единиц (что вполне соответствует данным из приложенного к монитору отчета о калибровке), а максимальное — 1,51 единицы. 

Рабочие цветовые пространства

Наиболее общеупотребимыми рабочими цветовыми пространствами в цифровой фотографии являются sRGB и Adobe RGB. Значительно меньшей популярностью пользуется ProPhoto RGB.

sRGB

sRGB – это универсальное цветовое пространство, созданное совместно компаниями Hewlett-Packard и Microsoft в 1996 году для унификации цветопередачи. sRGB далеко не самое широкое пространство – оно охватывает всего 35% цветов, описываемых CIE, но зато поддерживается всеми без исключения современными мониторами. sRGB является мировым стандартом для показа изображений в интернете, и все веб-браузеры по умолчанию используют именно это цветовое пространство. Когда вы сохраняете изображение в sRGB, вы можете быть уверены в том, что цвета, которые вы видите на своём мониторе, будут отображаться на других мониторах без существенных искажений, вне зависимости от программы, используемой для их просмотра. Несмотря на кажущуюся узость, палитры sRGB достаточно для подавляющего большинства практических нужд фотолюбителя, включая фотосъёмку, обработку фотографий и их печать.

Adobe RGB

В 1998 году компания Adobe Systems разработала цветовое пространство Adobe RGB, более точно по сравнению с sRGB соответствующее палитре, доступной при печати на высококачественных цветных принтерах. Adobe RGB охватывает примерно 50% цветового диапазона CIE, но на глаз отличия между Adobe RGB и sRGB трудноразличимы.

Следует понимать, что бездумное использование Adobe RGB вместо sRGB, из-за абстрактного превосходства в цветовом охвате, не только не улучшит качество ваших фотографий, но, скорее всего, приведёт к его ухудшению. Да, теоретически Adobe RGB имеет больший цветовой охват, чем sRGB (преимущественно в сине-зелёных тонах), но что толку, если в 99% случаев эта разница не заметна, ни на компьютерном мониторе, ни при печати, даже при использовании подходящего оборудования и программного обеспечения?

Adobe RGB – это узкоспецифическое цветовое пространство, используемое сугубо для профессиональной фотопечати. Изображения в Adobe RGB нуждаются в специальном программном обеспечении для просмотра и редактирования, а также в принтере или минифотолаборатории, поддерживающих соответствующий профиль. При просмотре в программах, не поддерживающих Adobe RGB, – например, в интернет-браузерах, – все цвета, не укладывающиеся в стандартное цветовое пространство sRGB, будут отсечены, и изображение потускнеет. Точно также при печати в большинстве коммерческих фотолабораторий, Adobe RGB будет самым бездарным образом преобразовано в sRGB, и вы получите менее насыщенные цвета, чем, если бы изначально сохранили изображение в sRGB.

ProPhoto RGB

В связи с тем, что весь диапазон цветов, воспринимаемых матрицей цифрового фотоаппарата, настолько широк, что не может быть напрямую описан даже с помощью Adobe RGB, компанией Kodak в 2003 году было предложено новое цветовое пространство ProPhoto RGB, охватывающее 90% цветов CIE и худо-бедно соответствующее возможностям фотоматрицы. При этом прикладная ценность ProPhoto RGB для фотографа ничтожна, поскольку ни один монитор или принтер не обладает цветовым охватом, достаточным для того, чтобы воспользоваться преимуществом сверхширокого цветового пространства.

DCI-P3

DCI-P3 – ещё одно цветовое пространство, предложенное в 2007 году Обществом инженеров кино и телевидения (SMPTE) в качестве стандарта для цифровых проекторов. DCI-P3 имитирует цветовую палитру киноплёнки. По своему охвату DCI-P3 превосходит sRGB, и примерно соответствует Adobe RGB с той лишь разницей, что Adobe RGB больше простирается в сине-зелёную часть спектра, а DCI-P3 – в красную. В любом случае, DCI-P3 представляет интерес большей частью для кинематографов, и не имеет прямого отношения к фотографии. Из массовых компьютерных мониторов, кажется, только дисплеи Apple iMac Retina способны корректно отображать DCI-P3.

Любопытные факты

Обратите внимание на то, насколько невелика доля яркости синего цвета в белом – зеленый примерно в 10 раз ярче. Таков он, sRGB стандарт, берущий за 100% столько цвета, сколько его требуется для получения чистого белого

А синего требуется меньше, чем остальных.

К слову о «100% синем». Помимо sRGB-пространства есть же ещё RGB-сигнал. В идеале, у sRGB-проектора должно быть полное соответствие между RGB-сигналом и результирующим изображением. Особенность сигнала RGB в том, что он просто говорит устройству, что пиксель должен быть, например, 100% красным, 100% зеленым и 0% синим. В итоге получаем желтый цвет в том цветовом пространстве, в котором работает устройство. Предположив, что речь идет о желтом цвете в пространстве sRGB, мы можем вычислить точную координату желтого в пространстве xyY.

Как вы думаете, какова при этом координата Y (яркость) желтого? Верно! Она равна строго сумме яркостей зеленого и красного.

А теперь представьте, каково одноматричному проектору, который, в отличие от 3LCD-проектора, не смешивает поток белого света, разделенного на три компонента, а последовательно отображает сперва красный, затем зеленый, затем синий, а часто – меж тем ещё и просто «белый» через прозрачный сегмент цветового колеса.

Добиться точной цветопередачи желаемого желтого оттенка можно только полностью устранив прозрачный сегмент колеса и лишившись таким образом до трети и даже больше оригинальной яркости лампы, ибо в каждый момент времени только та малая часть света, которая пропускается фильтром колеса, попадает на экран.

Это фундаментальное отличие технологий, понимание которого раз и навсегда открывает глаза на то, почему одночиповые DLP-проекторы – это компромисс. Выбирайте: либо какая-никакая точная передача цветов по стандарту sRGB, либо яркая картинка, полученная путем подмешивания «белого» света лампы, что заметно уменьшает яркость цветов, что при свете означает потерю разборчивости, контрастности цветного изображения. Ну и пресловутая «радуга», самой собой, в любом режиме работы, в связи с тем, что изображение формируется мерцанием, а не непрерывным потоком.

Как мы уже говорили, RGB-сигнал идет в нормированном виде, то есть под 100% подразумевается такая яркость, которая необходима для получения белого в сумме с остальными двумя цветами. Конечно, многие знают, что цвета в RGB кодируются в зависимости от битности цвета. К примеру, при восьмибитном кодировании каждый цвет может принимать значения от 0 до 255 — белый цвет будет (255, 255, 255). Выше головы не прыгнешь: если проектору сказали показать 255 только по одному из цветовых каналов, он должен сделать все возможное, чтобы «попасть» в primary стандарта sRGB и точка. Не попал – не sRGB! Давай, до свидания.

3LCD-проктор в таком случае даже «не парится» и выдает на экран 100% синий, а остальные, основанные на 1-чиповой технологии, дают такой обесцвеченный синий, что он сливается с остальными оттенками на экране, особенно, если они в фоне:

А если включить свет, то будет еще хуже…

Соотношение и покрытие

Производители часто указывают площадь цветового охвата монитора (т. е. треугольников на диаграмме цветности). Многие, вероятно, видели в каталогах данные об отношении гаммы какого-либо устройства к модели Adobe RGB или NTSC.

Однако эти цифры говорят только о площади. Очень немногие продукты покрывают все пространство Adobe RGB и NTSC. Например, цветовой охват Lenovo Yoga 530 составляет 60–70 % Adobe RGB. Но даже если дисплей отображает 120 %, невозможно определить разницу в значениях

Поскольку такие данные ведут к неправильному толкованию, важно избегать путаницы с характеристиками продукта. Но как проверить цветовой охват монитора в этом случае?

Чтобы устранить проблемы со спецификациями, некоторые производители вместо слова «площадь» используют выражение «покрытие». Очевидно, что, например, ЖК-монитор с цветовым охватом цветовой модели Adobe RGB на уровне 95 % может воспроизводить 95 % гаммы этого стандарта.

С точки зрения пользователя, покрытие – более удобная и понятная характеристика, чем отношение площадей. Хотя при этом возникают трудности, демонстрация на графиках цветового охвата мониторов, который будет использоваться для контроля цвета, несомненно, облегчит пользователям формирование собственных суждений.

Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. В мониторе BenQ SW2700PT не применяется система компенсации неравномерности подсветки, а потому остаётся верить в качество используемой матрицы и уровень сборки конкретного экземпляра.  

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

По уровню яркости среднее отклонение от центральной точки составило 9,4%, максимальное не превысило 19%. Результат ниже среднего. Затемнены правая, левая и нижняя области матрицы. Могло быть и хуже, но и такого результата достаточно, чтобы у некоторых пользователей возникли претензии к качеству товара.    

Разброс значений цветовой температуры составил 455 кельвин, среднее отклонение от центральной точки – 1,5%, максимальное — 4%. Это довольно хороший результат. Основная проблемная зона – область чуть ниже центра, по всей ширине матрицы.

Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, как будто объединила две предыдущие картинки. Все наиболее проблемные зоны были отмечены нами ранее — картинка выше их только подтвердила. Максимальное отклонение — 4,2 единицы DeltaE, среднее — 2,1. Нормальный результат.     

А вот с равномерностью чёрного поля монитору BenQ SW2700PT не повезло ещё больше, чем неудачному в данном вопросе PG2401PT. Проблемы видны как при плохом внешнем освещении, так и днём, в ПО с тёмным интерфейсом. Засветки выявлены во всех четырёх углах (в основном, конечно, на правой cтороне), паразитный оттенок – грязно-жёлтый. При взгляде под углом проявляется ещё и еле заметный красно-розовый оттенок, характерный для матриц с расширенным спектром подсветки. Всё это усиливает Glow-эффект, особенно при отсутствии внешнего освещения и неидеальной посадке пользователя перед монитором. Снизить видимость поможет уменьшение яркости подсветки.

Заключение

В этой статье мы вкратце рассмотрели, какие параметры являются важными для ЖК-панелей, используемых в ноутбуках, предназначенных для творческой работы. Разумеется, для профессионалов предлагаются специализированные мониторы, однако для мобильных условий ноутбук с точной цветопередачей будет незаменимым инструментом.

Ноутбуки MSI, предназначенные для творческой работы, такие как Prestige 14 и Prestige 15, обладают дисплеями True Pixel, которые сочетают высокое разрешение (4K), высокую пиксельную плотность (>220 пикселей на дюйм), широкий цветовой охват (почти 100% Adobe RGB) и безупречную цветопередачу (технология MSI True Color и сертификация CalMAN Verified). Таким образом, владелец такого устройства получает великолепный «холст» для создания креативных шедевров.

Как всегда, в рамках наших обзоров мы проводим тщательное тестирование дисплеев, чтобы вы могли сделать информированный выбор. Мы даже предлагаем цветовые профили с результатами калибровки – их можно бесплатно скачать с соответствующих страниц обзоров.

Дисплеи MSI True Pixel обладают сочетанием характеристик, направленных на творческих профессионалов.
 

Мы надеемся, что данная статья о параметрах ЖК-панелей для творческой работы будет полезной при принятии решения о выборе ноутбука для покупки. В рамках серии публикаций о ноутбуках мы также обсудим конструкцию тачпада и другие компоненты.
 

Выводы

Для того чтобы отличить хороший экран от плохого, надо смотреть на все диаграммы и графики сразу, одной или пары здесь недостаточно.

С яркостью белого всё просто — чем она больше, чем ярче будет дисплей. Яркость на уровне в 250 кд/м2 можно считать нормальной, а все значения выше — хорошими. С яркостью чёрного дела обстоят наоборот: чем она ниже, тем лучше. Что же касается контрастности, то про неё можно сказать почти то же, что и про яркость белого: чем выше величина статической контрастности, тем лучше дисплей. Значения около 700:1 можно считать хорошими, а около 1000:1 — и вовсе великолепными. Отметим, что у AMOLED- и OLED-экранов чёрный почти не светится — наш прибор просто не позволяет измерить столь малые значения. Соответственно, мы считаем их контрастность почти бесконечной, а на деле — если вооружиться более точным прибором — можно получить значения вроде 100 000 000:1.

С цветовым охватом дела обстоят немного сложнее. Принцип «чем больше — тем лучше» здесь уже не действует. Следует ориентироваться на то, насколько хорошо совпадает треугольник цветового охвата с цветовым пространством sRGB. Полностью идеальные в этом смысле дисплеи практически не встречаются в мобильных устройствах. Оптимумом же можно считать такой охват, который занимает от 90 до 110% sRGB, при этом очень желательно, чтобы форма треугольника была близка к sRGB. Также на графике цветового охвата стоит посмотреть на расположение точки белого. Чем она ближе к эталонной точке D65, тем лучше баланс белого у дисплея.

Ещё одной мерой баланса белого является цветовая температура. У отличного монитора она составляет 6 500 К у насыщенного белого цвета и почти не изменяется на разных оттенках серого. Если температура ниже, то экран будет «желтить» изображение. Если выше — то «синить».

С гамма-кривыми всё ещё проще: чем ближе измеренная кривая к эталонной, которую мы на графиках рисуем чёрным, тем меньше погрешностей в изображение вносит матрица дисплея. Мы прекрасно понимаем, что всё это так сходу запомнить непросто. Поэтому мы будем ссылаться на данный материал в будущих обзорах. Так что информация о том, как следует читать приводимые нами графики, всегда будет у вас под рукой.

Ссылка на основную публикацию