Из жизни ударных дронов

Перспектива применения

Американский опыт в Афганистане свидетельствует, что ударные БПЛА позволяют минимизировать риск для жизни личного состава и мирного населения. Однако залогом боевой эффективности беспилотников является грамотно проведённая разведка.

Также по теме

Рождённые летать: какие новинки авиационной техники представили на МАКС-2017

Международный авиационно-космический салон (МАКС-2017), стартовавший в подмосковном Жуковском, может дать толчок производству…

В Афганистане из-за недостатка разведданных с января 2012 года по февраль 2013 года из 200 ликвидированных дронами «боевиков» 35 оказались гражданскими лицами. Причина ошибок заключалась не в злом умысле, а в отсутствии полной информации о поражаемых целях.

Предполагается, что ударные БПЛА смогут находиться в воздухе в течение нескольких суток, осуществляя мониторинг местности, и поражать неожиданно появляющиеся мобильные группы террористов до подлёта авиации. Подобная тактика может увеличить уровень оперативности группировки ВКС России и уменьшить вероятность неожиданных контратак боевиков, от которых постоянно страдает сирийская армия.

Мардасов полагает, что перспективность применения в современной войне БПЛА была осознана российским командованием в период южноосетинского конфликта 2008 года, во время которого грузинские войска использовали беспилотники американского и израильского производства. Сейчас, по его словам, в России происходит переоценка отношения к ударным аппаратам.

«С целью как можно быстрее закрыть брешь в ассортименте вооружений были куплены израильские лёгкие дроны Bird Eye 400 и тяжёлые IAI Searcher 2. В 2012 году на Уральском заводе гражданской авиации начат выпуск лицензионной копии Searcher 2 — «Форпоста», разработанной в ОАО «РТИ Системы», — сказал Мардасов.

  • Израильский беспилотник IAI Searcher 2

Эксперт отметил, что Израиль продал Москве БПЛА с ограниченным функционалом. Это стимулировало Россию предпринять активные усилия, чтобы создать собственные тяжёлые аппараты, соответствующие зарубежным аналогам.

США

На начало 2008 года в США было построено около 200 моделей разнообразных беспилотных летательных аппаратов, бóльшая их часть предназначена для военных целей.

Проект Назначение Принят на воору-жение Построено Тип двигателя Производитель Внешний вид
AQM-34 разведывательный J69,J85 Ryan Aeronautical
Lockheed D-21 сверхзвуковой разведывательный (1964) 38 ПВРД Lockheed
Lockheed Martin Desert Hawk разведывательный (2002) Lockheed
AQM-91 Compass Arrow высотный разведывательный (1968) 28 ТРД General Electric J97-GE-3 Ryan Aeronautical
YQM-94A Compass Cope высотный разведывательный (1973) 2 ТРД General Electric J97-GE-100 Боинг
YQM-98A Compass Cope высотный разведывательный (1974) 2 ТРД YF104-GA-100 Теледайн Райн
RQ-2 Pioneer тактический разведывательный 175 AR-741 AAI Corporation/IAI
Scarab разведывательный 56 Ryan Aeronautical
Boeing Condor тяжёлый экспериментальный разведывательный (1988) 2хContinental TSOL-300-2 Боинг
ALTUS научно-исследовательский (1996) ПД Rotax 914 UL General Atomics
GNAT-750 разведывательный (1989) ПД Rotax 912 General Atomics
MQ-1 Predator разведывательный и ударный (1994) >195 ПД Rotax 914 UL General Atomics
RQ-5 Hunter тактический разведывательный IAI/TRW
RQ-3 Darkstar высотный разведывательный (1996) 4 ТРДД Williams-Rolls FJ44-1A Lockheed/Boeing
AD-150 вертикального взлёта и посадки; для поддержки морской пехоты Pratt & Whitney Canada PW200 American Dynamics
Aerosonde для метеонаблюдений ( Powerplan R120 Aerosonde Ltd
Black Widow экспериментальный сверхмалый разведывательный AeroVironment
Global Observer аэрофотосъемка AeroVironment
Boeing X-45 многоцелевой (2002) Boeing Integrated Defense Systems
RQ-14 Dragon Eye малый разведывательный Naval Research Laboratory,U.S. Marine Corps Warfighting Laboratory
RQ-11 Raven малый разведывательный ЭД AeroVironment
X-47 Pegasus ударный (2003) ТВРД Pratt & Whitney X-47A — JT15D-5C, X-47B — F100-220 Northrop Grumman Corporation
На базе модификации X-47B предполагается отработка концепции беспилотного малозаметного сверхманёвренного истребителя.
RQ-4 Global Hawk стратегический разведывательный Ryan Aeronautical
RQ-7A Shadow 200 разведывательный
WASP сверхмалый разведывательный (2007)
Boeing X-48 экспериментальный, для отработки схемы «Летающее крыло» (2007) ТРД 3xWilliams J24-8 Боинг
MQ-9 Reaper разведывательно-ударный 28 ТВД Honeywell TP331-10T General Atomics
В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии.Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов.
RQ-170 Sentinel разведывательный ? ? Lockheed Martin
RQ170 Sentinel — малозаметный беспилотный летательный аппарат с богатым набором возможностей. Он впервые был замечен на американской базе в Кандагаре в 2007 г.
Ложные цели
  • ADM-160A Mald
  • I-TALD
Мишени
  • Northrop BQM-74 Chukar
  • AQM-37 Jayhawk

MQ-8B Fire Scout at the RIAT.

Вертолёты
  • MAV
  • A 160 Hummingbird
  • Cypher
  • Dragon Warrior
  • Bell Eagle Eye
  • RQ-8A Fire Scout
  • MQ-8 Fire Scout
  • Gyrodyne QH-50
Экспериментальные
  • RQ-6 Outrider
  • Scan Eagle
На базе устаревших истребителей

F-4 «Фантом»

Тактика роя беспилотников

В настоящее время вооруженные силы почти всех государств работают над созданием и испытаниями тактики роя беспилотников или БЛА (UAV Swarm). Данная технология позволяет эффективно использовать большое количество разведывательно-ударных и разведывательных беспилотных летательных аппаратов одновременно. При этом работы ведутся и над управлением наземными дронами. Как нетрудно догадаться сам принцип роя был взят из окружающего нас мира, ученые подсмотрели его у насекомых.

Рассматриваемая тактика считается очень перспективной и в будущем открывает для военных практически неограниченные возможности на поле боя, позволяя вести успешную и эффективную разведку и позволяя уверенно поражать наземные цели с минимальными материальными и, что еще более важно, людскими потерями. Войны будущего всё больше представляются как войны машин

В СМИ неоднократно поднимались вопросы о том, что рой беспилотников практически невозможно будет уничтожить полностью, а всё обучение подобных устройств будет подразумевать лишь замену программного обеспечения. Это сделает рой беспилотников универсальным, его можно буде легко подстроить под решение тех или иных задач над полем боя. При этом всё больше исследований в этой области проводится не только с участием беспилотных летательных аппаратов, которые давно стали высокоэффективным средством современной войны, но и наземных беспилотников.

Ведущими странами, которые работают в этом направлении, являются сегодня США и Китай. Россия старается от них не отставать, но пока что отечественные достижения в этой области выглядят скромнее. При этом российские военные уже сталкивались с атаками импровизированного роя беспилотников, которые пытались воздействовать на российскую авиационную базу Хмеймим, расположенную в Сирии.

В то же время реальных разработок, которые были бы близки к принятию на вооружение и были бы способны принимать участие в общевойсковом бою, пока что не представлено ни одной страной мира. В интервью агентству ТАСС Владимир Михеев, занимающий пост гендиректора КРЭТ, говорил о том, что в нашей стране подобный рой БЛА удастся создать только в течение ближайших пяти лет.

В США над созданием роя беспилотников активно работают специалисты оборонного агентства DARPA. Не так давно специалисты агентства провели очередные испытания активного роя БЛА, которые прошли на базе Форт-Беннинг (Джорджия). Активные испытания с использованием десятков беспилотников проводились для тестирования новой системы управления движениями БЛА. Испытываемая программа позволяет небольшим дронам синхронно перемещаться в пространстве, в том числе перестраиваясь для имитации крупного самолета, к примеру, истребителя.

При этом американцы подчеркивают, что проводимые ими испытания пока что направлены на решение разведывательных задач, в первую очередь во время боев в условиях городской застройки

Наступательная тактика с поддержкой роя от агентства DARPA, получившая название OFFensive Swarm-Enabled Tactics или сокращенно OFFSET, позволяет создать до 250 автономных систем, обеспечивающих сбор критически важной информации для армейских подразделений, действующих в городской застройке в условиях ограниченной видимости, разной высотности и ограниченных возможностей установления связи и мобильности

По замыслам американских специалистов, рой беспилотников поможет пехотинцам в режиме реального врмени получать массу полезной в бою информации, в том числе данные об огневых точках противника, расположении линий обороны, снайперов и другие данные.

Представленная в Китае концепция роя беспилотников решает атакующие цели. За разработку отвечают специалисты крупной корпорации Norinco. Компания еще в 2018 году в рамках проведения крупной международной выставки China Airshow 2018 в китайском Чжухае представила несколько тактических сценариев боевого применения роя беспилотников.

Показанные китайские БЛА представляют собой мультикоптеры разного размера. Рой формируется из моделей MR-40 и MR-150, оснащенных 4 и 6 воздушными винтами соответственно. Каждый из представленных беспилотников был оснащен шарообразной малоразмерной гиростабилизированной оптико-электронной платформой, поисково-прицельной РЛС и другим оборудованием, которое можно эффективно использовать для разведки.

Что делать

Проблема борьбы с малоразмерными беспилотниками изучается специалистами войсковой ПВО уже довольно давно. К угрозе со стороны «массированного воздушного микронападения» относятся со всей серьезностью, при этом отмечая недостатки имеющихся в войсках средств ПВО. Кроме того, надо понимать, что тот «размерчик», который продемонстрировали боевики в ночь на 6 января под Хмеймимом, это еще довольно-таки солидный габарит для такого БПЛА.

снаряды

Снаряды для беспилотного летательного аппарата, участвовавшего в атаке на российские военные объекты в Сирии

Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ

Быть готовым, особенно в перспективе, необходимо к налету куда меньших аппаратов. Российские военные делят небольшие дроны на мини-БПЛА (до 50 кг), микро-БПЛА (до 10 кг) и нано-БПЛА (не более килограмма).

Размеры, низкая эффективная площадь рассеяния и малая скорость затрудняют применение современных комплексов ПВО против таких дронов. Определенные шансы возникают только против относительно крупных аппаратов, а также при использовании не вполне профильных радиолокационных средств — например, РЛС артиллерийской разведки, предназначенных для определения трасс снарядов ствольной и реактивной артиллерии.

Также обнаружение БПЛА возможно средствами радиотехнической разведки — проще говоря, аппарат теоретически выдает себя за счет связи с землей и при работе бортовых радиолокационных средств (если они есть). Однако отмечается, что уровень сигнала небольших аппаратов, а также защита современных боевых БПЛА таковы, что задача обнаружения дрона только по его собственной «радиодемаскировке» чрезмерно сложна.

Специалисты прямо пишут, что главным методом борьбы с малыми беспилотниками остается своевременное вскрытие позиций, с которых стартует БПЛА и откуда ведется управление полетом, и упреждающее поражение их обычными огневыми средствами.

Для борьбы с малыми беспилотниками в полете требуются новые методы. Очевидным ходом становится совершенствование способов маскировки и рассредоточения войск. Особую роль приобретают средства РЭБ, которые воздействуют на дроны сразу по нескольким направлениям: подавляют или перехватывают каналы связи с наземными пунктами управления, ставят помехи бортовым средствам спутниковой навигации. В отношении малых, а тем более полукустарных образцов средства РЭБ особенно эффективны из-за отсутствия на этих БПЛА аппаратуры противодействия.

беспилотники

Военнослужащие подразделения управления беспилотным летательным аппаратом во время учений

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Но, как уже отмечено выше, непосредственное поражение мелких дронов современными средствами ПВО крайне сложно, даже если учесть доработки информационных средств (широкополосная радиолокация, новые оптико-электронные системы, сети акустических датчиков и т.п.). Признается практически невозможным использование ракет комплексов ПВО малой дальности, а их стрелково-пушечного вооружения — только после усовершенствования (в частности, введения в боекомплект малокалиберных снарядов бесконтактного программируемого подрыва с поражающими элементами).

Поэтому перспективным направлением российские военные считают создание вооружения «на новых физических принципах». Это комплексы высокочастотного электромагнитного подавления, способные нарушать работы бортовой радиоэлектроники БПЛА (и, в частности, уничтожать ее физически). В последние несколько лет в профильной прессе прошли аккуратно сформулированные публикации о российских опытно-конструкторских работах в этом направлении.

Тяжеловес

Третий российский проект создания ударного беспилотника, который реализуется по заказу Министерства обороны, должен вывести Россию в лидеры. БПЛА «Охотник» относится к классу сверхтяжелых беспилотников, его масса равна приблизительно 20 тоннам.

Проект не только сложный, но и иллюстрирующий драматизм развития отечественной авиастроительной отрасли. Во-первых, не драматизм даже, а настоящий трагизм, имевший место в 90-е годы, привел к тому, что ОКБ Туполева было вынуждено прекратить доводку уже летающего ударного дрона Ту-300 «Коршун». Эта серьезная машина с турбореактивным двигателем запускалась из транспортно-пускового контейнера при помощи двух твердотопливных ускорителей. Масса ракетно-бомбовой нагрузки превышала тонну. Шасси у самолета не было, выполнив задание, он приземлялся на парашюте.

Если бы в отрасли не существовало интриг и внутривидовой борьбы, в которой неизменным победителем оказывается ОКБ «Сухого», то совсем на подходе к принятию на вооружение уже находился бы уникальный ударный БПЛА «Скат», вес которого равен 20 тоннам. В 2007 году его полноразмерный макет представляло на авиасалоне МАКС ОКБ Микояна-Гуревича.

Однако совсем скоро самым чудесным образом финансирование проекта прекратилось. Хоть в отрасль уже начали поступать средства, способствующие ее возрождению. От перспективнейшей разработки отказались именно в тот момент, когда в армию США начали поступать MQ-9 «Жатки». Правда, у этого есть «объективная» причина — в этот момент на должность министра обороны заступил Анатолий Сердюков, который начал закупать высокотехнологическое вооружение за пределами страны. И, в частности, дроны. С легкими и средними разведывательными машинами было все в порядке — Израиль нам их охотно продавал. Однако тяжелыми машинами, обладающими высоким боевым потенциалом, коммерческий партнер не был настроен делиться.

По этой причине мы сейчас вынуждены догонять американские вчерашний («Предатор») и сегодняшний («Рипер») дни.

После окончания «сердюковщины» замороженный проект также самым чудесным образом отошел к ОКБ Сухого. Все наработки МиГа были переданы новому разработчику. При этом РСК «МиГ» участвует в совместных работах по созданию «Охотника».

ТЗ на «Охотника» было утверждено Министерством обороны в 2012 году. Его подробности не разглашаются. Однако имеются сведения о том, что новый дрон будет относиться к классу истребителей шестого поколения. Он будет построен по блочной схеме, что позволит применять его для решения широкого круга задач. Разработчики были полны решимости начать испытания прототипа в 2016 году и передать его в армию в 2020 году. Однако, как водится, сроки поплыли. В прошлом году первый полет прототипа был перенесен на 2018 год.

Поскольку о ЛТХ «Охотника» ничего не известно, мы приводим характеристики БПЛА «Скат». По логике вещей, показатели «Охотника» должны быть как минимум не хуже.

Длина — 10,25 м
Размах крыла — 11,5 м
Высота — 2,7 м
Максимальная взлетная масса — 20000 кг
Тяга двигателя ТРД — 5040 кгс
Максимальная скорость — 850 км/ч
Дальность — 4000 км
Практический потолок — 15000 м
Боевая нагрузка — 6000 кг на 4-х внутренних точках подвески.

//

Ударник реактивного труда

Другой беспилотный летательный аппарат, разработкой которого занимаются в ОКБ «Сухой» с 2012 года, встанет в строй практически одновременно с «Альтаиром». Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко сообщил, что работа по этому направлению является приоритетной для Минобороны и уже к весне 2019 года изделие под индексом С-70 совершит первый полет. Появление этой машины на вооружении российской армии сложно переоценить. Источник «Известий» в военно-промышленном комплексе отмечает, что новая машина позволит сократить время присутствия в воздушном пространстве над зоной боевых действий и откроет возможность для применения средств поражения «за один вылет», используя данные, полученные как с разведывательных беспилотников, уже находящихся в зоне проведения операции, так и с собственной аппаратуры.

Беспилотник

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Орион-Э»

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Российское «летающее крыло» создается по всем канонам малозаметной авиации — внутренние отсеки для вооружения, экранирование двигателя, низкая радиолокационная заметность и высокая скорость полета

Последнее особенно важно, если речь идет о «быстрой» войне. Прорыв на сверхмалой высоте и уничтожение объектов в тактической и оперативной глубине на скорости почти 1 тыс

км/ч — отличная возможность, облегчающая работу как обычным истребителям и бомбардировщикам, так и Сухопутным войскам. По данным источника «Известий» в военно-промышленном комплексе, БПЛА «Охотник» изначально задумывался как высокоскоростной аппарат для нанесения ударов по «технологически продвинутому» противнику в условиях активной работы средств радиоэлектронной борьбы. Еще на этапе эскизного проектирования военные поставили разработчикам обеспечить полную автономность машины от средств определения местоположения.

На 2019 год намечено завершение работ над другим крупным проектом — беспилотным летательным аппаратом «Орион», созданным в рамках ОКР «Иноходец». Первые испытания беспилотника показали, что возможность принимать на борт до 200 кг полезной нагрузки (блоков наблюдения или многорежимных камер объективного контроля) и способность находиться в воздухе 24 часа — необходимые качества для перспективной разведывательной машины. При этом в статусе согласования НИР с заказчиком находятся еще два перспективных БПЛА — реактивный «Гром», разработку и создание которого на себя снова может взять КБ имени Симонова, и другой продукт бывшего КБ «Сокол» — ударный БПЛА «Зеница».

С 2019 года ударные машины ждет цикл испытаний, после чего в Минобороны будут принимать решение об опытной эксплуатации беспилотной техники в войсках. О полном замещении бронированных штурмовиков Су-25 и вертолетов армейской авиации пока говорить не приходится, однако в случае подтверждения затребованных военными характеристик людям в «летающих танках» над полем боя придется потесниться и принять в свои ряды технику, которая не знает боли и не чувствует усталости от десятичасового боевого вылета.

Созданный по запросу

Подобную проблему решает еще одна программа DARPA и ВВС США, названная FMR (Flying Missile Rail — летящая ракетная направляющая). FMR сможет отделяться от боевого самолета, например, F-16 или F/A-18, и лететь вперед к заданной точке, с которой может запустить ракету AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух». Базовая скорость направляющей составляет 0,9 Маха и продолжительность полета 20 минут; она должна быть способна лететь по выбранным промежуточным точкам. Кроме того, она должна быть способна производить пуск ракеты будучи закрепленной на самолете-носителе.

Подобная идея выглядит немного больше чем просто схема увеличения радиуса действия ракеты AMRAAM, при этом требование разработать процесс их производства по запросу с темпом до 500 штук в месяц показывает, что продвинутая технология производства так же важна, как сам аппарат и его оперативная концепция.

DARPA рекомендует объединить усилия авиаконструкторов и производителей, особо указывая на то, что термин «быстрое производство» не означает каких-либо специфических процессов. Конечная цель состоит в том, чтобы все материалы для FMR были доступны на производственной площадке, все компоненты и оборудование были приобретены заранее, доставлены в одно место и складированы в ожидании сборки. Идея получила название «завод в одной коробке». То есть все исходные материалы, сырье, станки с ЧПУ, прессы, покрасочные камеры, электроника, кабели и т.д., должны закупаться, перевозиться и храниться в нескольких модифицированных грузовых контейнерах. Кроме того, должна быть подготовлена группа специалистов для периодического тестирования всего процесса производства, что станет возможным благодаря ежегодным поставкам на полигоны небольших количеств летательных аппаратов FMR.

Программа FMR разбита на три этапа. На первом будут оцениваться конструкции и технологии производства аппаратов конкурирующих групп. На втором этапе две отобранные группы продемонстрируют свои аппараты, включая проверку их крепления на самолеты F-16 и F/A-18, процессы их производства плюс сопутствующие риски. На третьем этапе будет продемонстрировано «быстрое производство» и проведены летные испытания аппарата FMR.

Но самое главное то, что весь подход в целом должен быть применим не только к FMR, но и к новым быстро проектируемым системам. В случае успеха эта концепция может сделать будущее беспилотных систем весьма многообещающим, потенциально дать волю креативности военных, позволив создавать свои собственные инструменты, адаптированные для стоящих перед ними задач.

//

Тот самый русский халк SKYF

SKYF – универсальная авиагрузовая платформа. Разработчики подчёркивают, что не пытались сделать «модную игрушку», а отталкивались от потребностей рынка.

Дрон на каркасе из авиационного алюминиевого сплава взлетает и садится вертикально. Его назначение – доставка грузов в труднодоступные места, то есть туда, куда машиной доехать сложно. Он может участвовать в сельхозработах и даже эвакуировать людей с гор или перекрытой дороги. Вот бы на таком на работу летать!

Дрон развивает скорость до 70 км/ч и может преодолеть до 350 км с грузом массой 50 кг. Понятно, что если груз будет больше, то путь сократится. Сам дрон весит 250 кг (без учёта массы топлива).

Работает дрон не от энергии в аккумуляторе, а на 95-м бензине – бака хватает примерно на 8 часов полёта. Энергия двигателя передаётся напрямую на подъёмные и управляющие винты без дорогостоящей электрической схемы.

Конечно, что под ёлку такой «подарочек» не положишь. Размеры дрона – 5,2 х 2,2 м.

Производители российских квадрокоптеров

Последнее время стали появляться на рынке и дроны гражданской направленности. Основными производителями российских квадрокоптеров остаются либо госпредприятия, обычно военной направленности, либо частные компании.

Среди уже проявивших себя отечественных БПЛА можно выделить следующие:

  • Беспилотный комплекс Феникс;
  • Коптеры производства «DRONESTROY»;
  • Дроны московской компании «Коптер Экспресс»;
  • БПЛА от компании «Pilotage» (Пилотаж);
  • Промышленные коптеры «Геоскан»;
  • Различные вариации квадро-, гексакоптеров и другие летательные аппараты от центра беспилотников «ARMAIR», г. Санкт-Петербург;
  • Дроны, выпускаемые под маркой «Властелин Небес»;
  • Беспилотники от компании LeTalo.

Какие ещё компании разрабатывает квадрокоптеры в России можно узнать на последних авиасалонах или презентациях, посвященных внедрению инновационных технологий в отрасли хозяйствования. При этом на страницах Воздушного кодекса РФ можно ознакомиться с правилами регистрации беспилотников. Здесь же описаны и другие условия их эксплуатации на законных основаниях.

Ссылка на основную публикацию