Водителей Яндекс.Такси и Uber перевели на единую платформу Материал редакции

Шире круг

После объединения в активе новой компании окажутся шесть стран и 127 городов, жители которых совершают около 35 млн поездок в месяц (данные за июнь 2017 года), суммарная стоимость которых оценивается в 7,9 млрд рублей.

Руководство в лице Тиграна Худавердяна, который станет генеральным директором объединённой компании, уверяет, что пользователям останутся доступны оба приложения. При этом водители будут объединены на базе единой платформы.

«Это позволит им (водителям. — RT) в одном приложении получать заказы как от «Яндекс.Такси», так и от Uber. Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега. Всё это позволит водителям получать больше заказов в час, а пассажирам — сохранить доступную стоимость поездки», — подчеркнул Худавердян.

Одним из плюсов объединения он называет достижение «роумингового» соглашения между «Яндексом» и Uber. «Например, прилетев в Лондон или Бангкок, вы сможете из приложения «Яндекс.Такси» заказать Uber, а туристы из Парижа смогут заказать «Яндекс.Такси» из приложения Uber», — пояснил гендиректор новой компании.  

При этом он не уточнил, ожидается ли изменение цен на поездки. Между тем в Uber заявили, что не планируют пересматривать тарифы.

«Мы не планируем пересмотр тарифов. До момента закрытия сделки обе компании остаются независимыми организациями и продолжают работу в обычном режиме», — цитирует ТАСС сообщение пресс-службы. 

Разбор поездок

У Uber была простая бизнес-модель: привлекать инвестиции и тратить их на субсидирование поездок. Это помогало агрессивно захватывать рынки по всему миру, но в последнее время агрегатор встречал все более серьезный отпор. «Стратегия дает сбой», — констатировал председатель общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус.

Завоевание жизненного пространства действительно было убыточно: в феврале 2016 года Трэвис Каланик рассказал канадскому изданию Betakit, что, пытаясь конкурировать с местными сервисами, компания теряет в Китае около $1 млрд ежегодно. И все зря: к 2016 году гигант Didi Chuxing занимал, по словам его руководства, более 87% рынка, а Uber пытался освоить оставшийся сегмент, увеличивая субсидирование поездок. К концу III квартала стало ясно, что такая стратегия не работает, и 1 августа Uber China объявила о слиянии с Didi Chuxing Technology.

В Россию Uber пришел в 2013 году, спустя два года после запуска «Яндекс.Такси». На старте к отечественной системе было подключено около 1000 водителей, через год их число увеличилось вдвое, а к 2013 году доля «Яндекс.Такси» на московском рынке легальных перевозок приближалась к 20% и продолжала расти (выручка составила $4,2 млн). Меньше чем через полгода началась «санкционная война», осложнившая положение американской компании в России. В сентябре 2014 года заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов обвинил Uber в обвале национального рынка такси и призвал запретить сервис.

«Российское правительство внимательно отслеживает ситуацию с пассажирскими перевозками — сложившаяся вольница, когда на отечественном рынке Uber работал фактически по нидерландскому законодательству, никому не нравилась», — вспоминает Станислав Швагерус.

В России Uber начал привычную игру, используя демпинг для увеличения рыночной доли. В сентябре 2014 года запустился сервис UberX, где стоимость минимального заказа составляет 99 рублей — вдвое меньше, чем у конкурентов. Общественное движение «Форум Такси», проводившее в начале 2015 года мониторинг рынка такси, отводило Uber 10–15% от общего числа онлайн-заказов в России.

Но, несмотря на все усилия, догнать «Яндекс.Такси» не удавалось. К концу II квартала 2015 года, по данным Bloomberg, «Яндекс» располагал в Москве 15 000 машин, в распоряжении Uber было в пять раз меньше. Медленнее росла и сеть компании: когда руководитель таксомоторного подразделения «Яндекса» Тигран Худавердян сообщил иностранным журналистам о планах до конца года запустить сервис еще в 14 городах, Uber присутствовал лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани.

В 2016 году отставание сохранилось: согласно отчету Credit Suisse, самым популярным сервисом оставался «Яндекс.Такси» — 500 000 поездок в сутки. Uber хотя и занял второе место, обойдя Gett, его показатели были втрое меньше, чем у лидера, — 150 000–170 000 поездок.

«Яндекс.Такси» оставался лидером онлайн-сегмента и в 2017 году, занимая в нем до 50%, тогда как на Uber приходилось вдвое меньше — 23%. При этом от общего объема пассажирских перевозок заказы через интернет составляли, по оценке Credit Suisse, от 13% до 17%. Конкурентная гонка в России и СНГ стоила Uber $170 млн за три года.

Uber попросту опоздал на российский рынок и уже не мог догнать лидера. «У Uber изначально не было шансов. Они продолжили бы впустую сжигать деньги, конкурируя с «Яндексом», — сказал Financial Times партнер фонда East Capital Джейкоб Грапенгиссер.

Неожиданное решение

Между тем пользователи социальных сетей неоднозначно оценивают новое объединение, выражая опасения, что теперь цены на поездки поднимутся в несколько раз.

«Яндекс» и Uber объединили силы во славу дешёвого (нет) такси! Теперь все будем пользоваться UYaber’ом», — пишет один из пользователей в своём Twitter.

«Обсуждая в Twitter объединение Uber и «Яндекс.Такси», не прозевайте свой троллейбус на остановке», — советует другой.

«Яндекс» и Uber объединяются. Что дальше? «Орбит» и «Дирол» станут одной жвачкой? Какие ещё потрясения нам готовит мир?» — удивляется третий.

«Яндекс.Такси» и Uber объединились — это как если бы сейчас Marvel и DC (сказали. — RT): Лига Справедливости пусть поживёт в штабе Мстителей», — пишет пользователь под ником Fibonacci Sequence.

«Uber и «Яндекс.Такси» теперь одно целое. «Яндубер», «Убердекс», «Ябер», «Убекс»?» — предполагает пользователь Максим.

‘),
link: «https://russian.rt.com/russia/article/408634-taksi-yandeks-uber»
},
events: {
onPlay: function(){
if (ga) {
ga(‘send’, ‘event’, ‘JWPLAYER-GA’, ‘CLICK PLAY’, location.href);
var playingVideoId = ‘js-mediaplayer-5967cf3d183561b4168b4567_2’; // id текущего плеера
pauseMedia(playingVideoId); //запускаем функцию остановки всех играющих плееров кроме этого Код функции ниже по коду
}

var ageRating = document.getElementsByClassName(‘cover__age-rating_video’);
ageRating && (ageRating.style = «opacity: 0; visibility: hidden»);

var coverLabel = document.getElementsByClassName(‘cover__label’);
coverLabel && (coverLabel.style = «display: none»);
},
onPause: function(){
if (ga) {
ga(‘send’, ‘event’, ‘JWPLAYER-GA’, ‘CLICK PAUSE’, location.href);
}
},
onComplete: function(){
if (ga) {
ga(‘send’, ‘event’, ‘JWPLAYER-GA’, ‘COMPLETE’, location.href);
}
}
}
});

function pauseMedia(playingMediaId) {
var players = document.querySelectorAll(‘.jwplayer, object’);

for (var i = 0, max = players.length; i

Взлёт акций Яндекса

На фоне новости об объединении Uber и «Яндекса» акции последнего резко подскочили в цене, установив исторический максимум. По данным Московской биржи, подорожание произошло более чем на 17% — до 1,9 тыс. рублей.

Та же динамика наблюдается и на бирже Nasdaq в Нью-Йорке. Акции Yandex N.V. выросли почти на 16,5% и торгуются на уровне $31,83. При этом рост котировок бумаг достигал 18,7%.

Сервис «Яндекс.Такси» был запущен в 2011 году и за время своего существования объединил свыше 40 тыс. автомобилей в России. Согласно отчёту UBS, оценка агрегатора составляет $1,2 млрд, а сам он занимает десятую строчку в мировом рейтинге сервисов по заказу поездок в такси (1,8% скачиваний). При этом в России приложение на первом месте. По итогам 2016 года агрегатор имеет 30% на рынке.

Эксперты отмечают, что таких показателей «Яндексу» удалось добиться за счёт активной маркетинговой стратегии и продвижения новых технологий. Так, в середине мая нынешнего года компания провела испытания беспилотного автомобиля. Пока в «Яндексе» не называют сроки включения таких беспилотников в ротацию, отмечая лишь, что испытания в условия, приближённых к «боевым», начнутся в 2018 году.

Uber 2.0

Сделку с «Яндексом» называют первым стратегическим решением нового руководства Uber. Дара Хосровшахи, возглавивший компанию в конце августа, получил в наследство не преуспевающий стартап, задающий моду в Кремниевой долине, а убыточную компанию с багажом скандалов и расследований. В беседе с журналистами он заявил, что намеревается строить «Uber 2.0» и постарается не повторить ошибок предыдущего руководства.

Но решение о сделке с «Яндексом» принимал, очевидно, не Хосровшахи. О договоренностях впервые объявили 13 июля, в промежутке между уходом старого CEO и назначением нового, когда компанией управлял совет директоров. Создание совместного предприятия выглядит логичным продолжением действий Каланика в Китае: Uber проводит слияние с наиболее крупным конкурентом, чтобы безболезненно покинуть неудачный для себя рынок. Это подтверждают источники Bloomberg: именно основатель Uber и вице-президент Эмиль Майкл (также покинувший компанию летом) были главными участниками переговоров с «Яндексом». Предприятие объединит бизнесы «Яндекс.Такси» и Uber в России и нескольких странах бывшего СССР, где присутствовали компании, кроме Украины, что, вероятно, связано с санкциями против российского IT-гиганта.

«Сейчас и у «Яндекса», и у Uber есть свои IT-площадки. Насколько мне известно, работа после объединения будет продолжаться на площадке «Яндекса». И для пользователей «Яндекс.Такси» ничего не изменится, а вот водители Uber уже будут работать на отечественной платформе», — считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Объединенная платформа затронет 127 городов и шесть стран (Россию, Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию и Казахстан), писал гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян в блоге «Яндекса». В июне совместная компания выглядела бы так: 35 млн поездок на общую сумму 7,9 млрд рублей.

Если рассматривать эту оценку как прогноз, то он кажется немного заниженным в сравнении с теми цифрами, которые приводит Bloomberg, ссылаясь на презентацию для инвесторов новой компании: объем пассажирских перевозок в год только по России составляет $1,1 млрд у «Яндекс.Такси» и $566 млн у Uber. Пересчет суммарного объема на месяц дает схожий результат (7,9 млрд рублей), но это без учета перевозок в других странах, которые являются объектом сделки.

В сообщении Комиссии по ценным бумагам, опубликованном в день объявления о сделке, говорится, что Yandex N.V и Uber International C.V передадут свои бизнесы в новую компанию MLU B.V, зарегистрированную в Нидерландах. MLU получит $100 млн от «Яндекса» и $225 млн от Uber и сможет использовать их товарные знаки. Доли в совместном предприятии распределятся в иной пропорции: «Яндекс» получит 59,3%, Uber — 36,6%, оставшиеся 4,1% достанутся сотрудникам. Также за российской стороной остается право продать Uber 2% акций объединенной компании в обмен на пакет акций Uber класса А.

Помимо стран, перечисленных в официальном заявлении, MLU также сможет работать в Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане «при получении соответствующих разрешений».

Таким образом, сделка закрепляет за объединенным бизнесом права практически на все постсоветское пространство, за исключением стран Балтии и Украины.

Объединенный бизнес, оцененный сторонами в $3,725 млрд, по мнению создателей и аналитиков, имеет хорошее будущее. Представители «Яндекса» ориентируются на мнение «ВТБ Капитала», оценившего в 2016 году объем российского рынка легальных перевозок в 501 млрд рублей, и данные Аналитического центра при правительстве России по «теневому сегменту» за 2015 год — 116 млрд рублей. Исходя из этих цифр, Худавердян надеется, что после закрытия сделки на новую компанию будет приходиться около 5–6% от всего объема пассажирских перевозок в России. В отчете Credit Suisse говорится, что после слияния компания сможет претендовать на 69% онлайн-заказов такси, то есть 75% онлайн-рынка в стоимостном выражении.

О долгосрочных перспективах свидетельствует отчет UBS. По мнению его экспертов, в последние годы доли офлайн-такси и «теневого сегмента» в рынке перевозок снижаются и к 2021 году онлайн-сегмент на рынке легального такси в России вырастет до 80% с нынешних 20%. MLU будет выполнять около 80% онлайн-заказов.

Многообещающе выглядит грядущее выведение совместного предприятия на IPO в США. Финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский сообщил об этом в интервью Bloomberg, добавив, что первичное размещение акций может состояться в начале 2019 года.

— При участии Александра Баулина

редакция рекомендует

Гонка технологий. Как искусственный интеллект помогает бизнесу
Шутер на колесах: зачем «Яндекс.Такси» компьютерные игры

Оформление заказа

Яндекс.Такси – тут ему нет равных. Еще бы, имея свой картографический сервис, базу адресов и POI, анализ пробок, можно положить конкурентов на обе лопатки на первых секундах боя. Предиктивный ввод словно угадывает ваши мысли и выводит правильный адрес точки назначения. Если список состоит из нескольких позиций, то пользователю видны полные адреса. Господи, как тут все удобно, благослови разработчиков на дальнейшие подвиги!

GetTaxi – при поиске конечной точки выводит список из 100500 безликих пунктов. Найти что-либо по названию заведения в Гете невозможно. Если поиск в Яндекс.Такси занимает 10 секунд, то тут надо потратить 5 минут. В самый последний раз я вообще уехал не туда: программа якобы нашла адрес заведения, в чем меня уверила, а я в свою очередь уверил таксиста (дело было ночью, шел сильный алкогольный дождь), а по факту вместо 30 минут мы катались по окрестностям 50 минут, что в конечном итоге отразилось на стоимости поездки. Разработчикам хочется оторвать руки.

Таксик – как и Яндекс в списке заведений подставляет адреса, однако имеет базу POI в несколько раз меньше. Лучше перед поездкой все-таки узнавать точный адрес через интернет. Сам процесс заказа не вызывает никаких эмоций и чувств, словно ешь серый хлеб. Работает и работает.

У всех трех сервисов есть возможность заказать машину с сайта:Яндекс.Такси – https://taxi.yandex.ru/GetTaxi – http://gettaxi.ruТаксик – http://taxik.ru

Но только у Таксика это можно сделать по телефону центральной диспетчерской, если нет интернета.

Стоимость поездки

Яндекс.Такси – криворукий дизайнер приложения явно обожает квест «Найди кота на картинке». Информация о тарифах спрятана в глубине приложения и приведена мелким шрифтом, словно ты подписываешь заявление на кредит в банке. Так как Яндекс работает с кучей таксопарков, то у каждого игрока свои расценки, которые нереально изучить, если только у тебя нет в запасе пары свободных вечеров. В этом плане Гет и Таксик унифицированы по стоимости проезда.

Например, заказ детского бустера для ребенка 3-4 лет стоит в среднем 150 руб. Ко мне приехала машина «City Voyager» и водитель в конце потребовал 250 руб., за что получил 1 балл рейтинга и ноль чаевых. О том, как рейтинг влияет на количество заказов у водителя, читайте чуть ниже.

GetTaxi – самый дорогой из всех. Если не знаешь, сколько примерно возьмут за маршрут (не местный, из другого города), то играешь с GetTaxi в рулетку. Заметьте, что сервис не работает с классом Эконом, даже если ты едешь на Hyundai Solaris.

Таксик – все тарифы видны сразу, они прозрачные и расписаны очень подробно в самом приложении. Можно узнать с точностью до рубля, во сколько обойдется поездка  из СВАО до Внуково с детским креслом и провозом животных, а потом принять решение, на какой машине ехать. Имеется спецтариф для коротких поездок – 199 руб/10 минут, что очень удобно для быстрых перемещений по соседним адресам.

Иногда для поездки в аэропорт мне приходится заказывать минивен, потому что всей семьей в легковую машину вместе с чемоданами не влезем.

У Яндекс и Гета в приложении нет возможности вызвать микроавтобус. Зато есть у Таксика. Автомобили, обслуживающие этот тарифный план, – Ford Galaxy, Hyundai H-1 Starex, Dodge Grand Caravan.

Uber очень быстро распространялся

Изначально Каланик хотел дать возможность каждому почувствовать себя богачом. Поэтом автопарк Uber состоял исключительно из машин премиум-класса. BMW 7 серии, Cadillac Escalade, Mercedes-Benz..

Но со временем сервис дополнил раздел UberX, где можно было заказать машину попроще и подоступнее. Далеко не все будут заказывать Линкольн, чтобы забрать пальто из химчистки. Именно так решили в компании, и тогда аудитория сервиса заметно подросла.

После успеха в Сан-Франциско Uber появился в Нью-Йорке и еще нескольких городах США. Ну а потом отправился покорять мир.

За пределами страны сервис впервые появился в 2011 году – в Париже. Сейчас Uber работает практически во всех туристических и крупных городах планеты.

Как проводился эксперимент

Для эксперимента были выбраны сервисы такси Uber, Gett и Яндекс. Перед началом у каждого из участников было установлено на смартфон одно из приложений. В двух случаях из трёх в качестве оплаты указывалась банковская карта, в одном – наличные. Для того, чтобы получить объективный результат и исключить человеческий фактор, на каждом сервисе было совершенно по 3 поездки. Участники одновременно заказывали такси из одной точки и ехали до общего пункта назначения. Средняя стоимость пути рассчитывалась по формуле: стоимость трёх поездок : расстояние трёх поездок. Каждому из сервисов был сделан запрос по электронной почте о причинах изменения цены. При проведении эксперимента Сравни.ру не сотрудничал ни с одним из сервисов такси.

Ход за Яндексом: нагибать или помочь

Последние 2 года что Яндекс, что Убер вливали тонны денег ради прихода в регионы России, а затем понижали стоимость поездок оптимизацией алгоритмов, акциями и банальным демпингом. Цель – рост заказов, статистики, достижения красивых числовых показателей на плечах водителей. Часть поездок вообще субсидировалась.

Теперь, будучи без малого монополистом на рынке онлайн-такси, новая компания Яндекса (и никак иначе при владением >50% контрольного пакета) может восстановить «справедливость» за одну ночь.

Достаточно лишь изменить алгоритмы расчёта стоимости в обоих сервисах. То есть банально повысить цены.

При сохранении старых условий (зависит от суммы, от 0% до 25% стоимости заказа уходит Яндексу), водители начнут получать больше, перестанут возить народ на износ. В теории это повысит качество услуг и вернёт более-менее справедливый расчёт – а заодно сделает твои поездки чуть приятнее. Злой бедный водитель хуже сытого и довольного.

Вот только обычным юзерам, вроде меня, это совсем не понравится. Тут нет никакого облегчения или оправдания кроме надежды, что машины станут чище, а водилы – адекватнее.

Совместная работа Uber и Яндекс.Такси на данный момент не даёт ничего действительно полезного для пассажира, разве что теперь Uber в других странах можно заказывать через приложение Яндекса. Да и сложно представить какой-либо другой дополнительный профит.

Но куда тебе деваться? Автопарк других онлайн-такси существенно меньше, функциональность приложений часто слабее. Ещё привычку никто не отменял.

Как по мне, вопрос в том, пойдёт ли Яндекс на повышение тарифов у себя и в Убере. Моё мнение – пойдёт. На закате дня это бизнес, и после таких обильных вливаний высок соблазн отбить затраты.

Ну а водителей порадуют по остаточному принципу.

Поэтому не удивляйтесь, если через месяц-другой ваш обычный маршрут внезапно подорожает в полтора-два раза. А мы рядом с безлимитным мобильным интернетом запишем ещё одну жертву руин конкуренции – дешёвое такси.

P.S. Руководитель Яндекс.Такси Тигран Худавердян заявил, что цены в обоих приложениях останутся прежними. Вот только доказать это с учётом сложности алгоритмов будет крайне сложно.


iPhones.ru

А вот с водителями всё не так просто.

Контингент водителей

Переходим к самой интересной части сравнения – к тем, от кого зависит безопасность нашей поезки.

Яндекс.Такси – порой к тебе приезжает нечто, плохо общающееся на русском языке с двумя навигаторами на торпедо и которое не чувствует разницу между Садовым и Бульварным кольцами. Моя жена отказывается ездить с Яндекс.Такси напрочь. Ее страшит поездка с приезжими бомбилами. Конечно, может и повезти, попадешь на интеллигентного человека, но за последний год качество поездок с Яндексом упало ниже плинтуса. Шоком было, когда при решении спорной ситуации, водитель даже не смог сказать, в каком таксопарке работает, потому что «взяли на работу утром». Это неудивительно, достаточно почитать форумы таксистов:

С другой стороны, именно Яндекс приучил меня и многих к заказу такси с экрана смартфона, скажем ему за это спасибо. Однако между сервисом два года назад и сейчас огромная пропасть… Следует заметить, что все машины в Яндекс.Такси с лицензиями, но зачастую с вахтовым методом: несколько лиц из Средней Азии арендуют авто и нонстопом днем и ночью меняясь, ездят по заказам. Но, честно говоря, это никак невозможно проверить и многие диспетчерские страдают из-за этого.

GetTaxi – попасть на работу в Гет может только человек, хорошо знающий Москву. Каждый день в центральном офисе утром проводится собеседование для 30-50 водителей. Куратор сразу просит перейти в соседнюю аудиторию азиатов и южан, где им дается диктант на знание русского языка. Не прошел – давайдосвидания. Все претенденты проходят тест на знание Москвы, в котором надо ответить на 10 вопросов и сделать максимум три ошибки. Вопросы примерно следующие:

Большинство водителей GetTaxi не пользуются навигаторами!!! Они знают Москву, как свои пять пальцев. Это потрясающе, вам надо только произнести конечный адрес, как вас повезут самым быстрым маршрутом.

Но такой высокий стандарт качества ставит Гет на последнее место по количеству машин на линии, ведь не все могут пройти тесты. Например, во время конференции «РИФ + КИБ», где GetTaxi был партнером по перевозке участников, среднее время ожидания по Москве составляло час. ЧАС!!! Правда, такое случается редко и машина укладывается в 10-15 минут. У Яндекс можно ждать все 25, ведь там ездят не местные…

Таксик – в компании все водители тоже проходят отбор, но не такой жесткий, как в Гете. Таксисты часто показывают великолепные результаты: машина приехала ко мне от Маяковской до Новокузнецкой за 10 минут при пробках 6 баллов. Быстрее только на истребителе. А когда тебя спрашивают: вам соблюдать все правила дорожного движения или едем агрессивно, то вообще становится тепло на душе.

Кроме того, в Таксике с апреля новых водителей пропускают через вопросник по этикету. Примеры ниже:

Все три сервиса завязаны на рейтинге. Опустившись в Яндексе меньше 4 баллов по оценкам клиентов, водитель получает в несколько раз меньше заказов. В Гете эта планка составляет 4.2 балла. В Таксике всех, кто набирает ниже 4 баллов, вызывают к начальству на ковер.

Средняя норма таксиста в Москве – 4-5 тысяч руб в сутки. Меньше зарабатываешь – считаешься у коллег лузером. Если таксист делает на лизинговой машине 100 000 руб. в месяц, то 55 000 уходит компании, а ему остается 45 000.

В Яндекс.Такси и Гете водитель не может строить план работы. Он получает заказ, выполняет, берет следующий. В Таксике можно распланировать свой день заказами с утра до вечера, поэтому задержки в ожидании подачи авто у данного сервиса минимальные.

Для защиты клиентов никто из водителей в рассматриваемых трех сервисах сразу не знает, куда вы поедете. Им приходит только адрес подачи. Это сделано для того, чтобы избежать ситуаций, когда пассажира никто не берет с Юго-Запада трансфером до Шереметьево в час пик.

Вы можете удивиться, а зачем тогда все приложения просят ввести конечный пункт? Его водители видят в двух случаях:

– Яндекс.Такси и Таксик, когда нажал «Беру заказ». Причем у Яндекса отказаться от заказа себе дороже, чем исполнить – штраф 1000 руб + черная метка в досье.

Шофер GetTaxi получает конечную точку маршрута, только прибыв по адресу вызова и нажав «Я на месте». Пока клиент спускается, он может оценить пробки и построить поездку. Как уже говорилось выше, часто Гетовцам навигаторы не нужны, потому что большая часть из них в бизнесе больше 15 лет, за которые смогли изучить Москву вдоль и поперек.

Активный таксист за день накатывает по городу 400 км.

В чём основная проблема массовых такси

В последние полтора года наездил на такси больше, чем за всю остальную жизнь. И каждый второй водитель хотел пожаловаться. Негатива много, но чаще всего –

  • очень низкие тарифы, которые не окупают бензин и вынуждают ездить с раннего утра до поздней ночи;
  • ещё тяжёлая амортизация, с которой «сливаешь» доход на поддержание нормального состояния машины.

Пропорционально жалобам водителей в России стремительно снижалась стоимость поездки на такси. Причём лавинообразно.

Приходя в регионы, Яндекс быстро «накачивал» поток заказов, привлекая водителей с хорошими авто гарантией занятости и стабильностью зарплаты. А затем обрушал цену, как только приходил Uber. Например, в Воронеже у Яндекса была посадка за 99 руб., но затем упала до 49 рублей после анонса запуска Uber. В других регионах аналогично.

На фоне этой конкуренции и демпинга региональные такси сталкивались с оттоком водителей с хорошими автомобилями и были вынуждены снижать стандарты качества обслуживания, привлекать кого угодно. Где раньше были «Камри», там остались «девятки» и аварийные «нексии».

В итоге гонка между крупными сервисами – Яндекс.Такси, Uber – довела рынок до копеечных тарифов и выжала из водителей все соки. Цены понижать особо некуда, а повышать уже нельзя: тогда народ побежит к конкуренту.

Теперь этому теоретически пришёл конец.

Информация о водителе

После заказа такси ваш заказ отправляется на сервер и высвечивается на экранах смартфонов таксистов поблизости. Кто из водителей успел на вас раньше нажать, тот и повезет. Заказ принят, к вам едет карета. На вашем смартфоне появляется информация о кучере.

Яндекс.Такси – дает самую минимальную информацию о вашем такси: марку машины, номер, цвет и имя шофера.

GetTaxi – вот с кого другим надо брать пример. В карточке таксиста имеется информация о водителе вместе с его фотографией и рейтингом. Вас заранее знакомят друг с другом. Кроме того, только у Гета дается обратный отсчет времени и расстояния до подачи автомобиля. Браво!

Таксик – здесь также имеется информация о таксисте, но без фотографии. Указывается время подачи и стоимость поездки. Таксик вообще славится прозрачностью тарифов в отличие от Яндекса и Гета. Об этом мы еще поговорим.

Местоположение такси на карте

Все сервисы позволяют отслеживать местоположение заказанной машине в реальном времени, но со своими нюансами…

Яндекс.Такси – ты играешь в пошаговую стратегию 90-х. Такси в реальности может быть уже у подъезда, а на карте оно все еще едет и едет вдалеке от тебя.

GetTaxi – 3D-шутер в реальном времени на хорошем движке. Возможно, дело в предугадывании траектории машины на основании ее скорости. Для клиента это самый лучший способ наблюдать за процессом подачи.

Таксик – пошаговая стратегия, как у Яндекса, но частота обновления данных намного больше. Конечно, не Гет с его реалом, но для слежения оптимально.

Почему Uber и Яндекс перестали быть конкурентами

Моё сугубо профанское мнение – Uber понял, что не победит Яндекс, и решил выйти с профитом так же, как сделал в Китае.

Если подумать, конкурировать дальше было особо некуда. Фичами точно – всё, что внедрял Яндекс, спешил перенять Uber – и наоборот. Из недавних примеров помню фиксированную стоимость поездок и обозначение точек посадки пассажира.

Нет, при одинаковых равных борьба между сервисами шла в плоскости влияния.

Что есть у Яндекса? От самого популярного навигатора в стране и онлайн-карт до огромных массивов bigdata с других фирменных сервисов, позволяющих внедрять сложнейшие алгоритмы оптимизации расходов.

Что мог противопоставить Uber? Шарм западного бренда, опыт взрывного лобби от топовых международных профи и смелость в запуске акций/сторонних сервисов.

Всё это не впечатляет на фоне макро-преимуществ Яндекса. В долгосрочной гонке у Uber не было шансов стать первым, а быть вторым, вероятно, оказалось слишком дорого.

Теперь они вместе, . Бизнес-перспективы интересные, озвучено направление развития райд-шеринга. То есть идут к модели западного сервиса Lyft, где одной машиной с водителем одновременно пользуются несколько пассажиров.

Но пока этого нет, встаёт вопрос: что будет с ценами на привычное такси в России?

В стартап UberCab не хотели инвестировать

Идея зародилась в 2008 году на конференции LeWeb. Именно тогда Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп обсудили концепт сервиса, который сделает прокат авто гораздо доступнее.

Назвали просто – UberCab. И уже спустя год «мегамозг» проекта Трэвис Каланик держал в руках готовую версию одноименного приложения.

В 2009 году сервис стартовал в Сан-Франциско. Американцы были в восторге от элитных авто, приезжающих за ними вместо привычных такси. Но вот инвесторы не спешили с вложениями.

И лишь спустя год проекту удалось привлечь скромный капитал в $1,25 млн. После этого Uber быстро распространился по другим городам и наконец завоевал признание у известных компаний. С того времени сервис привлек более 5,9 миллиардов долларов.

Выводы

Если вы иногородний, плохо знаете Москву и хотите сэкономить, смело запускайте Яндекс.Такси. Вы попадете в пик-ап клуб, вас по-быстрому обслужат, но без высоких ожиданий. Самый лучший способ добраться домой из ночного клуба.

– Скачать Яндекс.Такси в App Store

Если вы москвич, хотите ехать в комфорте, с любимой музыкой и не трепаться с шофером, выбирайте GetTaxi. Вы немного переплатите, но получите отличный сервис. Вы когда-нибудь видели таксиста в строгом костюме с галстуком? Я на такое натыкался только в Гете.

– Скачать GetTaxi в App Store

Если вы привыкли к удобству, вам нужен таксист, разбирающийся в городе, вызывайте Таксик. Уверен, что вам понравится и вы станете его постоянным клиентом, которому полагаются бесплатные поездки.

– Скачать Таксик в App Store

Спасибо Никите Горяинову за помощь.

Ссылка на основную публикацию