В мае беспилотник Яндекса выезжает на улицы Москвы

Содержание

2019

«Яндекс» начал использовать в беспилотных авто лидары и камеры собственного производства

В середине декабря 2019 года стало известно о том, что «Яндекс» начал использовать в беспилотных автомобилях лидары и камеры собственного производства. В компании утверждают, что её решения наполовину дешевле иностранных аналогов.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Яндекса», к 16 декабря первые самоуправляемые машины, оборудованные новыми сенсорами, проходят испытания. Такие же устройства найдут применение в автономных роботах-доставщиках «Яндекс.Роверы».

«Яндекс» начал использовать в беспилотных автомобилях лидары и камеры собственного производства

В беспилотный автомобиль устанавливаются три основных вида сенсоров: камеры, радары и лидары. Последний сенсор сканирует пространство с помощью лазерных лучей, которые отражаются от объектов и создают трехмерную картину окружающей среды, в отличие от камер, его работа не зависит от условий освещения, а также дает гораздо больше информации об объекте, чем радар.

К середине декабря 2019 года «Яндекс» ведет работу над двумя типами лидаров: первый с обзором 360 градусов собирает информацию об объектах вокруг беспилотного автомобиля; второй — твердотельный лидар, который имеет угол обзора 120 градусов. Помимо этого, на беспилотные автомобили устанавливаются камеры, которые также разрабатываются «Яндексом», и специальные радары.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» в начале разработок стоил более $150 000. В середине 2019 года его цену удалось снизить до $100 000, а к концу года — до $90 000. Но всё равно больше половины этой суммы составляют системы беспилотного управления автомобилем, из них львиная доля уходит на лидары. Стоимость одного такого датчика колеблется от $10 000 до $25 000, при этом на одну машину инженеры «Яндекса» устанавливают по четыре сенсора разной стоимости.

В «Яндексе» заявляют, что после начала серийного производства лидаров можно будет сэкономить до 75%.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП

12 ноября 2019 года беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП на Аминьевском шоссе в районе Проектируемого проезда №493 в Москве. Об этом агентству ТАСС рассказали в компании.

Согласно заявлению «Яндекса», авария произошла по вине водителя, находившегося за рулем машины с автопилотом. После случившегося водитель был отстранён от участия в тестировании, хотя в результате ДТП никто не пострадал, а транспортные средства получили незначительные повреждения.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП на Аминьевском шоссе в районе Проектируемого проезда №493 в Москве

Отмечается, что в момент столкновения автомобиль «Яндекса» был в режиме ручного управления, но водитель не успел затормозить перед впередиидущей машиной.

К середине ноября 2019 года в Москве тестируется 69 беспилотных машин «Яндекса». В соответствии с постановлением правительства по тестированию беспилотников, каждый автомобиль застрахован на 10 млн рублей.

Как отмечает пресс-служба «Яндекса», за два года тестирования уже были единичные случаи ДТП с беспилотниками компании, но они происходили по вине других водителей.

В частности, в июне 2018 года на Трубецкой улице в Москве беспилотный автомобиль притормозил перед пешеходным переходом, а водитель, ехавший за ним, на стал этого делать и врезался в машину сзади.

Другой инцидент с беспилотником «Яндекса» произошел летом 2019 года: тогда тестовая машина выехала за стоп-линию на красный сигнал светофора, нарушив ПДД. В случившемся также обвинили водителя.

Беспилотные автомобили «Яндекса» к сентябрю 2019 года в рамках испытаний проехали более 1 млн км по дорогам России и Израиля. Машины с автопилотом научились самостоятельно передвигаться в условиях загруженного московского трафика, а также маневрировать по узким улицам Тель-Авива. Испытания велись в разных погодных условиях, в том числе в снег и в дождь.

Создание отдельной компании для развития беспилотных авто — «Яндекс.СДК»

В конце октября 2019 года стало известно о создании компанией «Яндекс.Такси» отдельной дочерней структуры, которая сосредоточится на развитии беспилотных автомобилей. Подробнее здесь.

Как привезти русский беспилотный автомобиль в Штаты

Наши в Неваде.

Правильный ответ никак. Гораздо проще купить подходящую машину на месте и оборудовать её необходимыми датчиками и сенсорами.

Команда инженеров Яндекса начала подготовку задолго до открытия выставки. Американские авто имеют конструктивные отличия от европейских аналогов, поэтому выбор пал именно на популярную модель Toyota Prius: аналогичное авто было куплено для тестирования и в России.

Подготовка беспилотника «под ключ» вместе с испытанием маршрута заняла 4 недели. Две недели ушло на установку в машину необходимого оборудования, а ещё 14 дней – на составление и изучение маршрута.

Сейчас один прототип стоит в районе 6,5 миллиона рублей, а начинали мы с 9,5 миллиона

− Реально ли спрогнозировать сроки выпуска на дороги полноценного автопилота?

− Очень сложно сказать. Если пойдем тем темпом, которым идем сейчас, то безнадежно отстанем. Мы — компания, которая активно вкладывается в технологии, естественно, используем те рынки, которые приветливы к тому, чтобы эти технологии а) тестировать, б) внедрять. Чего стучаться в закрытую дверь…

— Сколько стоит один рабочий прототип, его тестирование?

— Сейчас, чтобы тестировать автомобиль, вам нужно, чтобы в нем находился человек. Соответственно, есть затраты на зарплату человека, если вы хотите, чтобы он ездил 24/7, значит, надо организовать, чтобы 24 часа 7 дней в неделю человек работал. Это что касается именно самого процесса. Помимо этого, есть сборка самого автомобиля. Сейчас один прототип стоит в районе 6,5 миллиона рублей

И важно понимать, что эта цифра за два года сократилась — мы начинали с 9,5 миллиона, сейчас это 6,5. Сокращаем за счет того, что дешевеют сенсоры, за счет объемов и оптимизации производства

И продолжит дешеветь. Это, кстати, отдельный вопрос на тему заблуждения, будто беспилотник — это бесконечно дорого и совсем нереально.

− Все читают новости про Маска, который три года уже обещает выйти хотя бы в ноль.

− Нет, я тут вот такую вещь скажу. Если вы возьмете сейчас стоимость автомобиля такси, который ездит 24 часа в сутки… Чтобы он ездил 24 часа в сутки, вам нужно добавить туда стоимость водителя, даже нескольких, которые эту машину эксплуатируют. Если все подсчитать и разложить на три года, то получается, что стоимость одного беспилотного прототипа сейчас уже дешевле, чем эксплуатация одной машины такси с зарплатой всех водителей, если убрать оттуда человека.

− Вы считали?

− Да.

− Насколько дешевле?

− Это неважно, потому что порядки уже сейчас сходятся, когда мы находимся на этапе тестирования. А если представить, как ситуация будет выглядеть через 2—3 года, с учетом того, как все дешевеет… Все это абсолютно точно гарантирует, что беспилотное такси будет дешевле, чем обычное

Фото «Яндекс»

2017

Демонстрация беспилотника Президенту Путину

21 сентября 2017 года президент России Владимир Путин посетил московский офис «Яндекса». Визит был приурочен к 20-летнему юбилею «Яндекса». Президенту показали беспилотный автомобиль, разработанный «Яндексом». Путин понаблюдал, как гибридный автомобиль Toyota Prius тронулся и поехал по внутреннему двору компании.

Подробнее о визите президента здесь.

Тестирование прототипа беспилотного такси

В мае 2017 года компания «Яндекс» представила прототип беспилотного такси собственной разработки. Двухминутное видео, на котором показано тестирование автомобиля, было выложено в Сеть 30 мая 2017 г. На видео авто с пустым водительским креслом справляется с такими задачами, как подобрать пассажира, завернуть за угол здания или объехать расставленные на дороге цистерны.

Тестирование проводилось на пустынном участке дороги, испытать автопилот в условиях городского трафика компания собирается в 2018 г. Конечная цель проекта — создать беспилотный автомобиль пятой категории, самой высокой в классификации беспилотников. Эта категория предполагает полное невмешательство человека в процесс вождения.

Автопилот был создан на базе собственных технологий «Яндекса», таких как компьютерная картография, навигация в реальном времени, компьютерное зрение и распознавание объектов. Все эти разработки долгое время использовались в других сервисах компании, пишет «Яндекс» в своем блоге. Некоторые из них сейчас решают новые задачи: например, компьютерное зрение, которое раньше помогало искать одинаковые изображения в результатах поиска, теперь распознает дорожные знаки и ищет свободные слоты на парковке.

В условиях сложного городского трафика автопилот «Яндекса» сможет самостоятельно принимать решения, за это отвечают фирменные алгоритмы, искусственный интеллект и машинное обучение. Как пояснили ресурсу TechCrunch в «Яндексе», это стало возможным благодаря анонимным данным, полученным от пользователей сервиса «Яндекс.Навигатор». Сервис собирает информацию о пробках, происшествиях, ограничениях скорости и других дорожных обстоятельствах.

Что касается железа, то «Яндекс» использует в проекте как свои наработки, так и распространенную продукцию известных производителей, пишет TechCrunch. На видео можно заметить GPU Nvidia в самом автомобиле, а также лидар Velodyne на крыше. Сейчас «Яндекс» ведет с партнерами переговоры о создании кастомного железа под проект.

Локализация и восприятие

Базовые шаги вождения и для человека, и для компьютера одинаковы. Прежде всего нужно локализовать себя в пространстве, выяснить, где мы находимся, куда и какой дорогой едем. И люди, и роботы используют для этого датчики, воспринимающие объекты в окружающем пространстве. Эта информация анализируется и используется для предсказания дорожной ситуации в следующий момент. Наконец, планируется точная траектория движения, и готовые команды передаются на органы управления машиной. В беспилотном автопарке «Яндекса» их около десятка, почти все — Toyota Prius: эти изначально высококомпьютеризованные машины легко модифицируются под автоматизированное управление. Каждый робот получил собственное имя в честь одного из андроидов — героев фантастического сериала «Мир Дикого Запада». Нашего звали Тедди, его компьютер гудел под сетчатым — для лучшей вентиляции — дном багажника, на месте запасного колеса. Внешне он почти не отличается от серийных машин: передний и задний радары скрыты под бамперами, смонтированные на крыше лидары и камеры защищены пластиковым кожухом.


Глазами машины Пример изображения, построенного на основе данных лидара

Конкуренция между различными датчиками для беспилотных автомобилей — вопрос во многом надуманный. По словам Дмитрия Полищука, разные «органы чувств» Тедди не столько соперничают, сколько дополняют друг друга. Радары эффективны на больших дистанциях, до 100−150 м; лидары кругового обзора, быстро вращаясь, ощупывают ближнее пространство, позволяя измерить расстояние до нужной точки с сантиметровой точностью. На установленный в салоне экран выводятся целые облака этих точек, в которых даже человек легко различит очертания машины, велосипедиста или столба. Картинки с камер помогают беспилотнику и на близких, и на далеких дистанциях: распознавание образов на изображении — задача, прекрасно знакомая программистам «Яндекса».

«Технологии радаров и камер уже отработаны, они давно используются и в автомобилях с продвинутым круиз-контролем. Претензии к высокой стоимости и далеко не стопроцентной надежности лазерных лидаров тоже рано или поздно уйдут, — считает Дмитрий. — Беспилотники, которые лет через 5−10 начнут массово появляться на дорогах, будут, видимо, использовать все эти инструменты для ориентации в мире». Они помогут локализовать себя и на карте: обычные приемники GNSS позволяют лишь приблизительно узнать координаты, к тому же сигналы GPS, ГЛОНАСС и других систем навигации не всегда надежны. Зато картинки, полученные датчиками самого автомобиля, позволяют ему легко распознать знакомую улицу и, выстроив трехмерную модель, выяснить свое положение с точностью до сантиметра. Так ориентируемся и мы, люди, оглядываясь по сторонам и замечая привычные приметы местности.


Глазами машины Результаты работы системы распознавания, определившей пешеходов и автомобили на улице неподалеку от редакции «ПМ»

Стандартов для беспилотников нет, поэтому существующие нормы пытаются подогнать под беспилотники

— Дмитрий, по моим субъективным наблюдениям, уровень понимания людьми того, что сейчас происходит с беспилотниками, сравним, наверное, со степенью понимания 5G и его реальных перспектив в ближайшую пятилетку — все слышали, примерно представляют, но в чем загвоздка и когда уже все свершится, никто понять не может. 1 декабря 2018-го стартовал трехлетний эксперимент по тестированию беспилотников на городских дорогах в Москве и Татарстане, по крайней мере об этом было объявлено. Каковы его промежуточные итоги и есть ли движение?

— Постановление, о котором вы говорите, распространяется именно на тестирование технологии в больших городах. Если посмотреть на основные локации, в которых мы сейчас испытываем беспилотники на дорогах общего пользования, то это, конечно, преимущественно Москва. Постановление наконец регламентировало тесты беспилотников в окружении большого города с включенным автопилотом, но с водителем за рулем, который за все отвечает и контролирует весь процесс.

В Иннополисе эта история запустилась намного раньше — в конце прошлого лета. Здесь даже сервис беспилотного такси работает уже чуть больше года и, в отличие от многих аналогичных историй, работает он здесь в более «правдоподобном» формате. Если смотреть, о чем сообщают другие компании, которые в принципе в мире занимаются тем же самым вопросом, что и мы, можно увидеть, что в других странах тоже работают аналогичные сервисы беспилотного такси, но там за рулем в машине находится человек — страхующий инженер. Здесь, в Иннополисе, в беспилотнике по-прежнему сидит человек, но уже на пассажирском сиденье. Окружение, сложность задач — конкретно здесь позволяет это делать уже в таком виде. На самом деле, для Европы это абсолютно точно уникальная история, в масштабах мира — она тоже не такая частотная, мало где можно найти такой уровень технологий.

Фото Олега Тихонова

Возвращаясь к истории про законодательство и конкретно про это постановление, а она довольно-таки интересная и сложная, проблема следующая: технологии опережают в развитии закон. Никто до конца не понимает, что нужно сделать

Когда заходит речь о беспилотниках, всем, кто непосредственно этим вопросом не занимается, крайне тяжело понять, как на самом деле все устроено: на что стоит обращать внимание, а на что нет. Приведу пример

Первое, с чем мы сталкивается при тестировании — с большим количеством проблем, связанных с сертификацией этих автомобилей. Чтобы машина смогла выйти на дороги, она должна пройти эту процедуру. Но регуляторы уделяют огромное внимание тому, что машина — это машина, и проверяют тормозную систему, стояночный тормоз, поворотники, осветительные приборы, а все это к беспилотной технологии имеет отношение «постольку поскольку».

— А «мозги», я так понимаю, не проверяют?

— А их невозможно проверить. Все, что на сегодняшний день возможно сделать в рамках текущего законодательства, это верифицировать машины по известным установленным нормам. То есть установить, что механически это тот же автомобиль — им можно рулить, тормозить, у него есть колеса, они крутятся. Существующая сертификация беспилотника — это сертификация транспортного типа, то, что делается, когда новый автомобиль приходит на рынок, чтобы разрешить его продажу, мероприятия, близкие ТО.

Поскольку стандартов и норм для беспилотников в принципе нет, то уже существующие нормы для обычных автомобилей пытаются подогнать под беспилотники. То есть при сертификации, с одной стороны, проверка действительно проводилась, автомобиль технически исправен и им можно пользоваться, но все это, на наш вкус, весьма избыточно и не добавляет безопасности, а только тормозит процесс выведения беспилотников на дорогу, их тестирование. Содержательно на данном этапе то, что мы пытаемся сделать: мы просим разрешить тест в режиме, когда у водителя сохраняется контроль за автомобилем, и в любой момент, скажем, если машина самостоятельно не сможет разобраться в ситуации, человек может взять управление на себя. И это ключевой момент.

Самой главной проблемой при тестировании беспилотников стали другие люди

— Мы можем хоть немного приоткрыть завесу — как проходит тестирование и какие проблемы сегодня стоят перед разработчиками?

— Самой главной проблемой при тестировании беспилотников стали другие люди, то есть другие участники дорожного движения — автомобили, пешеходы, велосипедисты и так далее. Существуют ПДД, они довольно строгие. И если представить утопическую картину, в которой все ездят по ПДД, то по дорогам ездить несложно. Как правило, все сложности у беспилотника возникают из-за двух вещей. Первое — неидеальная дорожная инфраструктура — ремонты дорог, которые иногда бывают такие, что нужно выехать на обочину только для того, чтобы проехать.

Машину можно научить делать все что угодно, но это требует времени. Мы можем научить ее объезжать по обочине, если идет ремонт, но, опять же, есть человек. При ремонте должны выставляться дорожные знаки, должны выставляться правильно и заранее, а ставят обычно как попало, люди делают все, немного нарушая правила, стандарты и регламенты. Второе — люди, человеческий фактор. Ремонтные работы на дорогах — черт с ними, все нарушают ПДД — скоростной режим, игнорируют дорожную разметку, пристраиваются не с тех полос, с которых нужно, не обозначают маневры…

— Но компьютер же распознает объекты — живые и неживые, по всей видимости, может распознавать и анализировать их перемещения…

— Весь процесс движения беспилотного автомобиля строится на четырех базовых вещах. Первое — он понимает, где он. Второй этап — понять, что вокруг него, найти людей, велосипедистов, мотоциклистов, разметку, знаки и так далее. А дальше наступает самая интересная фаза — машине нужно предсказать, что со всем этим случится дальше. И вот здесь человеческий фактор наиболее неопределенный. Если бы все ездили строго по правилам, то предсказывать было бы довольно просто. Но типовая ситуация, когда кому-то нужно повернуть налево, он стоит крайнем правом ряду и в последний момент начинает движение через всю разметку… И все это не подчиняется абсолютно никаким правилам, это просто происходит в ряде случаев. То есть беспилотнику нужно в любой момент времени предполагать, что кто-то может вдруг поехать как удобно, а не как положено, ему нужно рассматривать огромное количество вариаций.

— Видимо, начинать тесты нужно было с Индии или Таиланда, после азиатского движения в России бы проблем не возникло.

— Да, там могут быть выраженные случаи, когда много двухколесных средств передвижения и они двигаются совсем хаотично, но внедрение технологий происходит с более-менее простых, структурированных мест и в сторону усложнения, беспилотнику нужно освоить сначала простые условия.

Фото Олега Тихонова

Прямо сейчас мы сфокусированы прежде всего на Москве, по понятным причинам

− Помимо того, что планируется до конца года плюс две машины, есть ли у вас еще какие-то планы на Татарстан по тестированию? Можем ли мы рассчитывать, что беспилотники появятся в Казани?

− Прямо сейчас мы сфокусированы прежде всего на Москве, по понятным причинам. У нас очень много сложностей, которые, в общем-то, даже в Москве проблема. При этом стоит понимать, что мы пойдем в любое место, где регулирование будет наиболее дружелюбным. Если говорить про Иннополис и про Казань, в целом планы расширять зону от Иннополиса в сторону Казани есть. Я не могу сказать, случится это через два месяца или в следующем году, но, конечно, они есть.

− Совсем недавно, 12 июля, «Яндекс» выпустил беспилотник на базе Hyundai Sonata, до этого вы базировались только на Toyota Prius…

− Да, история про «Сонату» — это история о нашем партнерстве с компанией Hyundai Mobis, о котором мы объявили в марте этого года, если я не ошибаюсь. Собственно, это первый результат сотрудничества — мы с инженерами Hyundai Mobis строили новую машину с нашей беспилотной технологией, собрали первый прототип, назовем это так. В дальнейшем мы планируем улучшать платформу, чтобы в последующем можно было переносить ее на другие автомобили концерна. Он пока еще не то чтобы не на дорогах, он даже не продается в России. Этот автомобиль только-только поступил к дилерам. То, что мы показали, это прототип, он ездит сейчас по полигону, все дорабатывается. Мы планируем выводить его на дороги и впоследствии строить наш пилот на базе этих автомобилей.

Ольга Голыжбина

Технологии

Как работает беспилотное такси

Изначально для испытаний использовались два прототипа – сделан на базе Toyota Prius, второй – на базена Kia Soul. Основа беспилотной системы управления – это программное обеспечение и датчики.

Беспилотные такси оснащены камерами, которые смотрят в разных направлениях. По видео с камер программное обеспечение устанавливает местоположение других машин, людей и прочих объектов. Так же определяются границы дорожной разметки и распознаются знаки. Стереокамеры определяют расстояние до других объектов.

На крыше установлен лидар кругового обзора, который с помощью лазерного излучателя сканирует окружающее пространство. Так составляется трёхмерная карта, с помощью которой вычисляется расстояние до объектов вокруг беспилотного такси. Ещё применяется радар, который с помощью радиоволн определяет расстояние до других объектов.

Беспилотник оборудован датчиками – приёмники GPS/GLONASS, блок инерциальных измерителей и сенсоры. Они определяют его местоположение, скорость и направление движения. Эти датчики измеряют одометрические данные машины, такие как скорость вращения отдельных колёс.

Программное обеспечение на основе полученной информации, используя сложный алгоритм, строит виртуальную модель окружающего мира. Уже на основе неё принимается решение, как должен двигаться автомобиль.

В Иннополисе машина Яндекса намного более вежливая, чем та, которая в Москве

— Хочу вернуться к Иннополису. Сегодня мы стали свидетелями использования беспилотника в качестве машины свадебного кортежа, причем машина двигалась в полностью автономном режиме без какого-либо сопровождения бортового инженера и человеческого участия — событие уникальное. Отметим, что это было, конечно, не на дорогах общего пользования, а, по сути, на внутренней территории технопарка. Меня удивила просьба — отойти от траектории движения машины минимум на 2 метра, чтобы она не среагировала на людей и не остановилась раньше, чем нужно. Насколько я понимаю, машины в Иннополисе и на дорогах Москвы идентичны, как же они ездят по загруженным городским улицам столицы, если тормозят за 2 метра от любого объекта?

— Да, с точки зрения того, какой используются набор сенсоров и алгоритмов, они одинаковые. Но конкретно для Иннополиса есть особые настройки, которые были немного изменены. Условно говоря, изменен уровень уверенности машины. Она в Иннополисе намного более «вежливая», чем та, которая в Москве. Причина простая: здесь движение довольно редкое, машин и людей мало. Поэтому машина ездит здесь как водитель, который только недавно получил права. Это сделано прежде всего для безопасности. Ходят здесь машины мало, но и встречаются довольно интересные ситуации, в том числе и с нарушителями: когда автобус едет по бульвару по встречке или движется по кольцу против часовой стрелки. Я не могу сказать, что это повсеместно здесь, но встречается. Трактор, двигающийся по встречке, вызвал бы праведный гнев в большом городе, но здесь он — один в поле воин…

Сегодня для съемок было важно, чтобы автомобиль остановился ровно в том месте, в котором было оговорено, поэтому машина была очень вежлива и поэтому нужно было отойти. Ведь ситуация, когда толпа людей берет машину в кольцо — крайне нетипична

Конечно, можно научить ее ездить и в толпе людей — аккуратно прокрадываться, искать лазейки и прочее. Вопрос только — зачем этим заниматься, если 99,9 в периоде процентов ситуаций, встречающихся на дороге, они другие: люди все-таки идут по тротуару. Да, они с них спрыгивают, иногда переходят дорогу в неположенном месте и так далее, к этому надо быть готовыми, но в кольцо машину никто не берет. С этими ситуациями мы рано или поздно тоже разберемся, вопрос только в том, что нужно все делать последовательно.

— С 28 августа прошлого года в Иннополисе в качестве такси ездит три беспилотных машины «Яндекса» — есть ли у компании планы на эту часть эксперимента, ждать ли его расширения или, возможно, скоро такси перестанет быть бесплатным, ведь это совсем не выгодно, насколько я знаю, за год жители города прокатились на них более трех тысяч раз.

— Говоря о количестве, я думаю, что до конца года их уже будет порядка пяти

Но сейчас идет тестирование, по-прежнему это важно понимать. Мы в целом не спешим прямо сейчас начинать брать за эту услугу какие-то деньги, не доведя все до состояния автономности абсолютной

В автомобиле по-прежнему есть человек с нашей стороны. Во что целимся мы — мы хотим сразу выпустить полноценно работающую технологию, которой не будет требоваться человек, ну и дожидаемся, пока созреет законодательство.

Сейчас, например, есть элементарная проблема: брать деньги за беспилотное такси по закону нельзя, потому что слишком много вещей с точки зрения законодательства не сходится. Нет определения беспилотника, непонятно, кто будет нести ответственность — не сходится много разных вещей. Это все еще пока не созрело, технологии бегут сильно впереди законодательства. Мы пока говорили только про сертификацию, а если говорить про внедрение, тем более коммерческое, базы под это законодательной вообще нет, по крайней мере в России.

Робототехника

  • Роботы (робототехника)
  • Робототехника (мировой рынок)
  • Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
  • Промышленные роботы в России
  • Технологические тенденции развития промышленных роботов
  • В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
  • Сервисные роботы
  • Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
  • IoT — IIoT — Цифровой двойник (Digital Twin)
  • Как роботы заменяют людей
  • Секс-роботы
  • Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
  • Обзор: Искусственный интеллект 2018
  • Искусственный интеллект (рынок России)
  • В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, образовании, транспорте (автопилот), спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
  • Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
  • Российская ассоциация искусственного интеллекта
  • Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
  • Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС

Robot Control Meta Language (RCML)

  • Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
  • RPA — Роботизированная автоматизация процессов
  • Видеоаналитика (машинное зрение)
  • Машинный интеллект
  • Когнитивный компьютинг
  • Наука о данных (Data Science)
  • Нейросети
  • Чатботы
  • Умные колонки Голосовые помощники
  • Безэкипажное судовождение (БЭС)
  • Автопилот (беспилотный автомобиль)
  • Беспилотные грузовики
  • В мире и России
  • Летающие автомобили
  • Электромобили

Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)

Как проходили поездки. Есть даже видео

Впечатления от топового блогера Маркеса Браунли

Беспилотник Яндекса катал журналистов и блогеров в районе отеля Hard Rock на Paradise Road. По ходу поездки автомобиль сам поворачивал на перекрёстках, пропускал пешеходов, следовал указаниям дорожных знаков и перестраивался из ряда в ряд.

В салоне на переднем пассажирском месте сидел инженер, чья задача была нажать кнопку «старт». Во время поездки инженер больше ничего не делал и никак не помогал машине. Журналисты и блогеры на заднем сидении пищали от восторга.

Каждая поездка занимала примерно 15 минут.

Распознавание и предсказание

Сочетание независимых источников данных о мире позволяет вовремя скорректировать ошибки: тень, которую на камере можно принять за пешехода, будет правильно определена за счет работы дальномеров. Интегрировать и анализировать эти потоки информации в режиме реального времени помогает сочетание алгоритмов и нейросетей, которые строят и десятки раз в секунду обновляют трехмерную модель окружающего пространства. В их обучении приняли участие тысячи пользователей проекта «Яндекс.Толока» — они провели разметку необработанных данных, выделив на них автомобили, пешеходов, дорожные знаки и т. п. Натренированная на этом массиве система автоматически выстраивает упрощенные трехмерные модели — цилиндрические пешеходы, параллелепипеды автомобилей — оценивает их скорость и направление. Ей знакомы особенности движения разных типов объектов, которые дополняют данные датчиков. «Допустим, машину закрыл от нас какой-то щит, и на некоторое время она стала невидимой, — объясняет Дмитрий Полищук. — Трекер будет помнить, где она находилась и куда двигалась, и продолжит ее «вести»». Каждый объект отслеживается с момента появления и до тех пор, пока не исчезнет из поля зрения.

Исходя из этого, беспилотник формирует предсказания о дальнейших изменениях в обстановке. Эта задача требует понимания намерений других участников движения и остается едва ли не самой сложной для роботов-водителей. Поведение пешеходов может быть довольно непредсказуемым, и водители-люди часто угадывают его по позе и даже по выражению лица. Но, если мы с детства совершенствуем навыки взаимопонимания, компьютеры делают в этом лишь первые шаги. Часто в этом им помогают другие водители: их реакции позволяют беспилотнику скорректировать собственное поведение в соответствии с известным водительским правилом «следуй за потоком». Такой подход способен помочь и в сложных ситуациях планирования, в том числе с опасными маневрами.

«Часто обсуждается альтернативный подход — единая «чистая» нейросеть, которая обучена на поведении самих водителей, знает, в каких ситуациях и как реагируют люди, и поступает так же, как мы. Ей даже правила как таковые знать необязательно, — говорит Дмитрий. — Однако обосновать безопасность такой системы пока невозможно, и первые беспилотники, которые выедут на дорогу, будут принципиально построены так же, как наши. Они используют некоторые элементы нейросетей, но обязательно в сочетании с детерминистическими алгоритмами, благодаря которым мы уверены, что машина ни за что не выедет куда-то, куда не надо».

Яндекс.Такси

«Яндекс.Такси» — это онлайн-сервис заказа такси через приложение для iOS и Android, а также на сайте taxi.ya.ru. Сервис был запущен в октябре 2011 г., веб-версия — летом 2012 г. Заказывая авто, пассажир может выбрать ценовую категорию и оговорить наличие детского кресла, кондиционера и т. п.

Помимо Москвы сервис доступен в 48 городах России и ближнего зарубежья: Украины, Армении, Грузии, Белоруссии и Казахстана. По данным компании, с «Яндекс.Такси» работает около 120 тысяч водителей в 1200 таксопарках и диспетчерских. Месячный оборот сервиса за декабрь 2016 г. составил 16,2 млн поездок.

Ссылка на основную публикацию