ФК Афон

Хиландар

Хиландар – монастырь, стоящий четвертым в иерархии Святой горы. Он находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но и Сербская Православная Церковь поддерживает эту обитель духовно. Монастырь расположен на северо-востоке полуострова. Его основали в 1197 году сербский архиепископ Савва и князь Стефан, но в 2004 года монастырь охватил страшный пожар, оставив за собой многочисленные разрушения. Половина строений Хиландара была уничтожена огнем. Библиотека, несколько часовен и ризница не пострадали.

Сейчас в обители подвизаются около 70-и монахов. После чудовищного пожара, к счастью, уцелела уникальная библиотека афонского монастыря, где хранятся древние рукописи и уникальные печатные тексты. Монастырь восстанавливается.

Среди особо почитаемых святынь – частица Тернового Венца Спасителя, Плащаница Иисуса, икона Богородица «Троеручица», икона «Млекопитательница», икона Божией Матери «Акафистная» и жезл Саввы Освященного, ковчеги с мощами святых.

Чтобы посетить монастырь паломники получают специальную визу  на Афон, которая называется диамонитирион. Она дает право попросить о ночлеге в любом монастыре Святой горы Афон при наличии свободных мест. До Хиландара можно добраться на катере из поселка Иериссос.

Паломники со всего мира приезжают послушать удивительное пение афонских монахов, помолиться перед древними святынями и увидеть удивительные красоты греческого полуострова, на который не пускает женщин, что, кстати, рождает многочисленные споры о целесообразности таких строгих правил. Тем не менее устав местных монастырей остается чрезвычайно консервативным, а гора Афон по прежнему привлекает паломников.

Надеемся, что фотографии позволят вам хотя бы отчасти представить, как прекрасны обители Святой Горы (гора Афон), а кого-то вдохновят на визит в намоленные места.

Фильмы о горе Афон:

Документы для паломничества и транспортное сообщение

Гора Афон

Все клирики должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения.

Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял

Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников.. В Салониках необходимо сесть на автобус до Урануполя (Уранополь, Уранополис), из которого отправляется корабль к монастырям

Автобус отходит в 6 часов утра от автостанции «КТЕЛ Халкидикис» и прибывает в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. Диамонитирион дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате (центральном исполнительном органе управления Афона) в Карее (административном центре Афона). В монастырях и при посадке на корабль просят предъявить этот документ

В Салониках необходимо сесть на автобус до Урануполя (Уранополь, Уранополис), из которого отправляется корабль к монастырям. Автобус отходит в 6 часов утра от автостанции «КТЕЛ Халкидикис» и прибывает в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. Диамонитирион дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате (центральном исполнительном органе управления Афона) в Карее (административном центре Афона). В монастырях и при посадке на корабль просят предъявить этот документ.

С диамонитирионом необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей.

Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, которой, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

Приехав на Афон, паломник должен сначала придти в тот монастырь, в котором он просил диамонитирион. И только потом паломник может продолжить свой «поход» по другим монастырям и кельям Святой Горы. В противном случае паломник рискует не получить в следующий раз благословения на паломничество на Афон в том же самом монастыре.

Исповедь и причастие

  • Исповедь для братии и паломников начинается по окончании вечерней трапезы в Пантелеимоновом соборе (в дни, когда вечерней трапезы нет, исповедь начинается сразу по окончании вечернего Богослужения в том же храме, где совершалась служба).
  • Исповедовать братию и паломников может только духовник монастыря.
  • К Причастию Святых Христовых Тайн на Божественной Литургии допускаются только те, кто был накануне на исповеди и получил благословение духовника монастыря.
  • Желающие причаститься Святых Христовых Тайн не должны пить воду и принимать пищу (тем более курить) после 12 часов ночи (византийское время).
  • В греческих монастырях нет традиции целовать Чашу, греки почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.

Что взять с собой на Афон

Карта Святой Горы Афон

Если вы соберётесь ехать на Афон в конце весны или в начале осени, то одеваться следует по-летнему: температура в эти времена года в Греции обычно бывает 25–30 С, а дожди выпадают чрезвычайно редко. Не забудьте, что вы едете в место, которое является тысячелетним центром православного монашеского делания, и, стало быть, ваша одежда должна быть не пляжных расцветок; рубашки необходимо выбрать с длинными рукавами. Не забудьте также про головной убор, который защитит вас от палящего южного солнца.

Очень важно правильно выбрать обувь, потому что вам придётся много ходить. Дороги на Афоне в основном двух типов: новые грунтовые и старые, выложенные камнями тропы

Поэтому лучше взять с собой две пары обуви: сандалии и кроссовки. Последние особенно необходимы тем, кто вознамерится подняться на вершину Святой Горы. Кроме одежды, рекомендуем взять с собой:

  • молитвослов;
  • флягу (в пути, да ещё в жару, всегда необходимо много воды; кроме того, на Афоне множество святых источников: пластиковую же бутылку неудобно нести ни в руках, ни в рюкзаке);
  • немного провизии, например, сухарики;
  • складной нож;
  • фонарик;
  • путеводитель;
  • карту Афона;
  • русско-греческий словарь или разговорник.

Тому, кто возьмёт с собой фотоаппарат, следует помнить: на Святой Горе фотографировать разрешают во многих монастырях, но далеко не во всех (следует всякий раз испрашивать на это разрешение), а вот видеосъёмка строго запрещена везде, и камеру лучше с собой не брать. Решением Священного Кинота здесь запрещена любая видеосъемка. Если вы рискнете взять с собой видеокамеру, при посадке на паром, отправляющийся на Афон, ее у вас могут конфисковать. На обратном пути также конфискуются при обнаружении и любые носители видеоинформации.

Cобирая вещи в дорогу, стремитесь свести их количество и вес к минимуму, отбирая только самое необходимое.

Время монастырского богослужения

  • Богослужение в монастыре совершается попеременно в двух соборных храмах: одну неделю служба идет в Пантелеимоновом (нижнем) храме, а другую неделю в Покровском (верхнем) храме.
  • Переход службы из одного храма в другой происходит в субботу вечером (воскресная вечерня начинается всегда в новом храме).
  • В дни, когда нет Всенощного Бдения, распорядок службы следующий (указано византийское время):

21:00 — 9-й час, вечерня, молебен (по пятницам вместо молебна служится панихида).

00:00 — малое повечерие с акафистом.

7:00 — полунощница, утреня, 1-й,3-й,6-й час, Божественная Литургия (в воскресные дни утренняя служба начинается в 8:00; в зимний период утреннее Богослужение начинается позже: в будни – с 8:00, в воскресные дни – с 9:00).

В дни, когда по Уставу положено Всенощное Бдение, распорядок служб следующий (указано византийское время):

22:00 — 9-й час и малая вечерня.

23:45 — малое повечерие, великая вечерня, утреня, 1-й час.

10:00 — 3-й, 6-й час, Божественная Литургия (в зимний период служба начинается в 12.30, весной и осенью начало службы объявляется особо по окончании всенощного бдения).

  • За 30 минут до начала Богослужения в монастыре звонят в колокола, а в архондарике – в колокольчик (перед повечерием звонят за 15 минут).
  • Паломники-священнослужители могут сослужить вместе с монастырскими священнослужителями только при наличии письменного благословения от Вселенского Патриарха.
  • Во время Богослужения не разрешается разговаривать и ходить по храму, чтобы не мешать молящимся. Если вы хотите приложиться к иконам и поставить или заранее до начала службы или после его окончания.
  • Тем, кто имеет мобильный телефон, обязательно нужно выключить его заранее, еще только собираясь в храм, чтобы он не зазвонил во время Богослужения. Телефон должен быть отключен также и во время трапезы.
  • На Богослужениях во время елеопомазания, приложения к Кресту и иконам, а также во время исповеди и причастия Святых Христовых Таин паломники должны пропускать вперед братию монастыря.
  • Лица некрещеные или неправославного вероисповедания могут находиться в храме во время Богослужения, могут прикладываться к святым иконам и мощам, но им не разрешается ни причащаться, ни брать антидор и просфору, которые раздаются верующим после Божественной Литургии.

Если гора не идет к раскольникам

Однако сторонники украинской автокефалии решили не оставлять монашествующих Афона в покое и отправились по благословению Варфоломея с визитом на Святую гору.

Снаряженная для этих целей делегация «иерархов» и «клириков» ПЦУ стала скитаться по местным монастырям, буквально упрашивая настоятелей и братию каждой обители впустить их на свою территорию.

В прошедшую субботу, 9 февраля, набравшись смелости и наглости, раскольники попытались проникнуть в «русский» Свято-Пантелеймонов монастырь. Однако его насельники оказались готовы к подобному развитию событий и попросту захлопнули перед ними ворота, добавив вдогонку, что их здесь не ждут и никогда не признают.

Аналогичный «теплый» прием «автокефалистов» во главе с неканоническим «епископом» Павлом Юристым на следующий день ожидал еще в двух монастырях — «болгарском» Зографе и «греческом» Дохиаре. Там также не пустили раскольников дальше порога, велев уходить восвояси.

Однако методом проб и ошибок посланцам непризнанной церкви все же удалось заручиться поддержкой ряда афонских монастырей — Ксенофонт, Пантократор, Новый Эсфигмен и Ватопед охотно приняли у себя украинских гостей.

При этом не обошлось без скандала и здесь. Так, широко известный в РФ монастырь Ватопед, который несколько лет назад привез в Россию уникальную для православных верующих реликвию — пояс Богородицы, — в знак протеста против общения с раскольниками покинули семеро монахов и перешли в Свято-Пантелеймонов монастырь.

Оплот церковной истины

В понедельник, 11 февраля, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в своей статье для интернет-портала «Иисус» призвал афонские монастыри не признавать ПЦУ.

По его словам, в Русской православной церкви любят Афон не за его древность, архитектуру или красивые пейзажи, а за то, что он сохраняет свое значение оплота церковной истины для миллионов православных верующих.

Митрополит Иларион отметил, что духовная атмосфера Святой горы уникальна, она создавалась трудами нескольких поколений, и многие афонские иноки «справедливо опасаются, что она будет разрушена, если Афон откроют для женщин», как это неоднократно предлагали сделать европейские поборники гендерного равноправия.

Павел Котов, Украина. ру

Ссылки

  • Святой Афон. Фоторассказ о. Константина Пархоменко
  • Афонский патерик
  • 6 советов паломнику на Афон
  • Без компромиссов с совестью. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин об Афоне
  • Русский Афонский Отечник. Или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в ХIХ-ХХ веках
  • Рассказы. Дворкин А.Л.
  • Вкус хлеба с айвой (Очерки об Афоне). Дворкин А.Л.
  • Афон. Зайцев Б.К.
  • Мое обращение и жизнь на св. Афонской Горе. Леонтьев К.Н.
  • Пасха на Афонской Горе. Леонтьев К.Н.
  • Четыре письма с Афона. Леонтьев К.Н.
  • Отец Паисий мне сказал… Афанасий Раковалис
  • Приближения к Афону. Павле Рак
  • Сокровенный Афон. Игумен N
  • Паракало, или Восемь дней на Афоне. Громов А.В.
  • Чудеса Святого Пояса. Священная Великая Обитель Ватопед. Сборник
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Кроссворд «Афон»
  • Тест: Благословенный Афон
  • Виртуальные туры по Афону
  • Путеводитель по Афону
  • РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • Расстояние между монастырями Афона в километрах и часах пешего пути
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834–1836 годах
  • Поездка в Иерусалим, Палестину, Афон, Синай, Бар-Град и Рим

Традиции и особенности паломничества

Правила проживания паломников на Афоне

Существует официальный законодательный запрет въезда на Афон женщинам и животным женского пола. Запрещён въезд на полуостров для священнослужителей и мирян без специального разрешения.

Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Юридически Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Купание на Афоне не благословляется. Дно моря у берегов Афона изобилует морскими ежами, что делает купание фактически невозможным.

Скит святой Анны

Скит святой Анны, матери Богородицы – самый крупный монастырь Афона. Это древнейшая обитель с самым строгим уставом и сонмом новомучеников, пострадавших за Церковь в период турецкого владычества. Скит находится в подчинении у Великой Лавры.

В ночь накануне причастия насельники монастыря святой Анны обычно не спят, во время Великого Поста не покидают монастырь, а иеромонахи не служат вне пределов Святой горы. Главная святыня обители – стопа святой праведной Анны. Здесь молятся о бесплодных парах, мечтающих о младенце. Гора Афон всегда считалась особым местом, где возносились самые горячие молитвы о появлении ребенка у бездетных супругов.

Кириакон монастыря при Вселенском Патриархе Дионисии III. В XVIII веке его отреставрировали благодаря старцу Филофею Пелопонесскому. Иконописцы Филофей и Афанасий расписали кириакон. Колокольню здесь возвели в 1774 году. Многие современные подвижники и старцы нового времени подвизались именно в этом скит: архимандрит Херувим, основатель обители Параклита и его ученики, распространявшие христианскую веру по всей Греции.

Ночлег на Святом Афоне

Расстояние между монастырями

Важно знать, не все монастыри и скиты принимают на ночлег без предварительного запроса. О том, где вы будете ночевать и путешествовать, находясь на Святой Земле, следует позаботиться заранее

Лучше всего заблаговременно позвонить или направить факс в соответствующий монастырь или скит и испросить благословения придти в обитель в соответствующий день и зарезервировать себе место в архондарике (монастырской гостинице). В противном случае, оказавшись в монастыре без уведомления, паломник рискует получить отказ.

В большинство скитов и маленьких келий, где живут от двух до пяти монахов, попасть на ночлег практически невозможно, если в этих скитах или кельях у вас нет знакомых монахов.

К монастырям, которые, как правило, требует заблаговременной резервации места в архондарике, относятся: Ватопед, Иверский монастырь, Каракал, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Ставроникита, Свято-Пантелеимонов монастырь, скит Святой Анны.

Полный список телефонов монастырей и скитов приведен в соответствующем разделе (см. ниже).

Опасности природы

За безопасность паломника на Афоне никто не несет ответственность.

Ночевать на открытом воздухе не рекомендуется ни при каких условиях, так как это опасно. На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы.

В южной части Афона есть район, который местные называют Карули («цепи») — это скалистое место, где с незапамятных времен селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более ста метров над уровнем моря. Соответствующие таблички находятся в самом начале этой опасной тропы, знавшей и несчастные случаи.

Юрисдикция и исполнительная власть Афона

Карта Святой Горы Афон

В системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы» (греч. Αυτόνομη Μοναστική Πολιτεία Αγίου Όρους). Представляет собой самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей. Юрисдикционно Афон принадлежит Вселенскому Патриархату с 1312 года. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом.

Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня. Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.
В 1-ю группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во 2-ю: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В 3-ю: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В 4-ю: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В 5-ю: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.

Пробный шар

Несмотря на то что согласно церковной юрисдикции Афон подчиняется Фанару, все решения по организации своей внутренней жизни монастыри принимают самостоятельно, вынося важные вопросы на рассмотрение Священного Кинота для выработки общей позиции.

Все два десятка обителей традиционно считаются находящимися под влиянием и контролем той или иной церкви. Так, к примеру, Свято-Пантелеймонов монастырь считается «русским», есть на полуострове «сербские», «греческие», «болгарские» и др. монастыри.

Отсюда и происходит столь неоднозначная позиция Афона по отношению к украинским «автокефалистам».

Еще на заре создания ПЦУ глава Константинополя Варфоломей пытался волюнтаристски принудить монахов Афона поддержать свои действия на Украине.

Важной вехой на этом пути стала интронизации лидера украинских раскольников Епифания. Так, Варфоломей распорядился снарядить делегацию от Святой горы на это мероприятие

Желающих буквально пришлось наскребать по сусекам.

По сообщениям греческих СМИ, лишь 7 из 20 обителей отправили в итоге в Киев своих представителей.

Записки

На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. Здесь находятся таблицы имен и духовных званий по-гречески и по-русски.

На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» — ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на — α или — η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на — ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.

У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон.

Карея

Карея или Карье (славянское обозначение) – столица Афона. Это – административный центр местного монашеского государства. У этого государства особые правила и устав, насчет некоторых из них до сих пор ведутся споры: так многих возмущает то, что на полуостров не могут прибыть паломники женского пола. Не все верующие согласны с таким строгим ограничением. Карея — поселение в глубине полуострова, которое основали в IX веке. Именно здесь находятся как Священный Кинот, так и Священная Эпистасия. Здесь растет много орешника, поэтому столица и названа в честь орехового дерева. Здесь около двадцати представительств всех афонских монастырей. Гора Афон славится разнообразием флоры.

Храм Протата (храм Успения Богородицы), также заложенный в IX веке – центральный собор административного центра. Это базилика без купола, три нефа которой образуют собой крест. Фрески Мануила Панселина украшают храм. Его также расписывали представители знаменитой критской школы.

Неподалеку от храма – библиотека Священного Кинота, где хранится более сотни исторических рукописей и Аргос – шкура козла с первым Типипоком. Святогорские монахи получили его от императора Иоанна Цимисхиема в 972 году.

Во время больших праздников местные монахи-келиоты вместе молятся в протатском соборе. Они несут различные послушания: плотничают, шьют монашеские одеяния, производят ладан и.т.д.

Здесь же располагается церковная школа: гимназия и лицей.

Среди святынь Кареи – чудотворная икона Млекопитательница. В Типикарницу эту икону когда-то привез Савва Сербский. Ранее она находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного.

Здесь же, в небольшой келье, редчайшая и уникальная икона Божией Матери «Достойно есть», которая упоминается в древнем предании. Считается, что однажды афонский старец решил выслушать Всенощное бдение в Карейском соборе. А его послушник оставался в келье. Внезапно в келье раздался стук. Послушник открыл дверь и увидел человека в монашеском одеянии. Послушник ввел незнакомца во храм и они стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского, но незнакомец поменял слова на «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Растрогавшись, послушник попросил незнакомого монаха записать слова этой песни, но у него не нашлось чернил. Тогда незнакомец спросил, есть ли каменная плита. И перстом своим высек слова песни на плите. Камень под его ладонями смягчался как воск. Вернувшись, пораженный старец поместил этот камень в Протат, а икона, перед которой была исполнена дивная песнь, перенесена в Соборный храм.

Это событие отмечается на горе Афон каждый год 11-го июня.

Читать также — Пасха на Святой Горе Афон

Ссылка на основную публикацию