Бегущий по лезвию 2049

Содержаниесюжет

В 2049 году биолюдей, именуемых репликантами, все еще вовсю используют на непристижных работах. Репликант по имени Кей, новая модель, созданная для повиновения, работает в качестве «Бегущего по лезвию» для Лос-Анжелесского полицейского департамента , выслеживает и «стирает» сбежавшие старые модели репликантов.

Кей проводит расследование, пытаясь найти выход на общество, борющееся за свободу репликантов. Зацепки приводит его к ферме, где он «стирает» беглого репликатора Саппера Мортона и находит погребение с останками человека в нем. Судебно-медицинский анализ выявляет, что это труп женщины-репликанта, которая умерла в результате осложнений из экстренного кесарева сечения

Kей считает, что это очень важно, поскольку беременность в репликантах изначально считалась невозможной

Лейтенант Джоши, начальница Кея, тоже взволнованная этой информацией, способной поставить под угрозу существование человечества, приказывает тому уничтожить все доказательства, связанные с этим делом, и «стереть» рожденного ребенка. Kей, исполняя приказ, посещает штаб-квартиру производителя репликантов Ниандера Уоллеса, который опознает в теле женщины-репликанта Рейчел из первой части. Кей узнает о ее романе с бывшим «Бегущим по лезвию» Риком Декардом, местонахождение которого неизвестно. Думая, что способность рождения у репликантов может улучшить производство новых репликантов, которые на данный момент не способны рожать, Уоллес отправляет своего репликанта-головореза Лав, чтобы та украла останки Рэйчел из штаб-квартиры полиции и следовала за Кеем, чтобы найти ребенка Рэйчел. Уоллес надеется использовать ребенка для репродукции репликантов и расширения его операций за пределами планеты.

Вернувшись на ферму Мортона, Кей посещают старые воспоминания о его детских годах на этой ферме, что он спрятал игрушечную лошадь. Kей находит свою игрушечную лошадь в детском доме, и начинает думать, что его воспоминания, которые он считал вживленными, на самом деле настоящие. При просмотре записей о рождении за этот год он обнаруживает аномалию: в тот день родились «близнецы» с идентичной ДНК, за исключением половой хромосомы; и только мальчик указан в качестве выжившего. Kей ищет доктора Ану Стеллин, отвечающую за вживление памяти, которая говорит, что снабжать репликантов  реальными воспоминаниями людей незаконно. Кей предполагает, что именно он может быть сыном Рэйчел. 

Несмотря на это, Кей анализирует игрушку-коня и находит следы радиации, которые приводят его к развалинам Лас-Вегаса, где он находит Декарда. Тем временем Лав убивает Джоши, и использует лицо ее мертвого тела для доступа к компьютеру, чтоб узнать, где находится Кей. Декард говорит, что он скрыл записи о рождении, чтобы замести следы и что он был вынужден оставить беременную Рэйчел на руках у агентов движения за свободу репликантов, чтобы те защитили ее. Появившаяся Лав и ее люди забирают Декарда, и тяжело ранив Кея уезжают, так как думают, что тот мертв. Лав во время этой стычки уничтожает виртуального компаньона Kея, Джой. Kея спасает движение за свободу репликантов. Их предводитель, Фрейса, рассказывает Кею, что ребенок Рэйчел на самом деле — девочка. Кей понимает, что это именно Стеллин дочь Декарда, поскольку только она единственная, кто был способен создать копию своей памяти и вживить ее в него. Фрейса убеждает Kея не дать Уоллесу раскрыть секрет воспроизведения репликантов. Он может использовать для этого любые средства, включая убийство Декарда.

В Лос-Анджелесе Декард предстает перед Уоллесом, который раскрывает секрет. Оказывается чувства Рэйчел к нему были созданы ее создателем, доктором Элдоном Тирелом, для проверки возможности беременности репликанта. Декард отказывается помогать Уоллесу, даже когда тот обещает воссоздать копию Рэйчел. Лав вывозит Декарда в один из застенков Уоллеса, чтобы пытками выбить из него информацию. Kей перехватывает их, сражается и убивает Лав. Он инсценирует смерть Декарда, чтобы защитить того от Уоллеса и репликантов, и проводит Декарда к кабинету Стеллин. Kей убеждает Декарда встретиться с дочерью и жалуется, что все лучшие воспоминания принадлежат ей

Декард осторожно входит в кабинет и подходит к Стеллин, а Кей, тяжело раненный, ложится на ступеньки и смотрит на падающий снег

Чего хочет Уоллес

Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, промышленник с амбициями уровня Александра Македонского. После краха корпорации Тайрелла в 2020-х годах, после смерти ее создателя и запрета репликантов из-за Блэкаута Уоллес построил свою компанию и приобрел все патенты и права на продукцию Тайрелла. Создавая новое поколение, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог заставить отменить ограничения и снова начать массовое их производство. Наряду с производством искусственных людей Уоллес помогает расширять внешнюю экспансию человеческого рода на девять отдельных планет.

Производство

По словам актёра Ленни Джеймса, это самый секретный проект, в котором он принимал участие.

«Когда мне предложили работу, я попросил сценарий. Мне прислали 20 страниц с событиями, предшествующими появлению моего персонажа, и 20 страниц после того, как мой персонаж уже отчалил. Текст был в приложении, и я не мог открыть его на другом устройстве. Я не мог сделать скриншот. Я не мог его сохранить. Меня предупредили: „У вас 36 часов, потом текст исчезнет“. Когда я принял решение сниматься, мне переслали весь сценарий. Я работал с ним. Но каждый день мне открывали определённые страницы, с которыми я работал в конкретный день, и я должен был расписываться за это. И я не мог уехать домой без того, чтобы мне не закрыли доступ. И вот, съемки завершились, доступ открыт, я еду домой и радуюсь — у меня на руках весь сценарий. Девятью часами позже весь сценарий испарился из моего iPad самым загадочным образом».

Во время съёмок погиб упавший с платформы рабочий.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 теория фанатов о концовке

Сопротивление под командованием Фрейзы помогло Декарду и Рэйчел, а затем вызвало Блэкаут. Их идеология — это смесь самоотверженности и защиты прав личности. Но свою цель они любят больше, чем самих себя. Они живут верой в то, что смогут стать людьми. Очевидно, все, за что они борются, противоположно планам Уоллеса.

Мы почти имеем дело с библейской аллегорией. Фильм полон отсылок на христианство, но в макромасштабе обе стороны исповедуют традиционные, но противоположные религиозные идеи. Создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок, таким образом, является пророком, но не сыном Бога, а сыном человека.

Фильм с размытыми границами морали

Дени: Я родом из маленького городка в Канаде. Это значит, что у нас было не так много контактов со внешним миром, даже газет было очень мало. Я жил во французской части города и был далёк от американской культуры, знал о ней только из тематических журналов, фэнзинов. Даже не знал, что у первой части фильма были плохие отзывы. Увидел фильм — и влюбился в него. Для меня он с самого начала был шедевром.

— Почему он так сильно вас зацепил?

Дени: В то время это был первый фильм, который показывал возможное будущее, а не просто выдумку в стиле научной фантастики. Он больше походит на социологическое и антропологическое исследование нашего общества образца восьмидесятых годов. Я понял, что всё это вполне может стать реальностью, нашим будущим.

Помимо летающих машин и биоинженерии, в фильме наблюдалось много продуманных элементов, которые были частью более сложной концепции. Получилось зрело, интересно в художественном плане. Это научная фантастика, какой она и должна быть. Фильм исследует сложные вопросы, которые могут быть менее интересными в драме, но становятся очень динамичными в научной фантастике. Например, кто мы. В каких отношениях мы находимся с личностью, памятью, душой. Как развиваемся. Всё это очень резонировало со мной-подростком.

Также было здорово видеть фильм с размытыми границами морали. Когда зритель не знает, кто из персонажей хороший или плохой. А ещё это был первый фильм с действительно сильными, интересными женскими ролями. Я могу говорить о первом фильме часами, он не оставлял меня много лет. В университете я даже писал работу о соотношении и развитии женственности в «Бегущем по лезвию».

Дени Вильнёв (Denis Villeneuve) — франко-канадский кинорежиссёр. Четырехкратный лауреат Canadian Screen Award, высшей национальной кинопремии Канады (лучшая режиссура в фильмах «Водоворот», «Политех», «Пожары» и «Враг»). Его фильм «Прибытие» 2016 года получил восемь номинаций на «Оскар». После «Бегущего по лезвию 2049» будет работать над экранизацией романа «Сын» норвежского писателя Ю Несбё и новым фильмом по «Дюне» Фрэнка Герберта.

Примечания

  1. . www.boxofficemojo.com.
  2. .
  3. ↑ . christiantimes.com.
  4. .
  5. .
  6. . GameSpot (9 October 2017). Дата обращения 17 октября 2017.
  7. . www.livelib.ru. Дата обращения 25 июня 2017.
  8. (30 августа 2016).
  9. ColliderVideos. (29 августа 2017). Дата обращения 30 августа 2017.
  10. . rulezoom.com. Дата обращения 30 августа 2017.
  11. . kinokadr.ru. Дата обращения 30 августа 2017.
  12. . Box Office Mojo. Дата обращения 18 января 2018.
  13. . TheWrap (October 7, 2017).
  14. . Deadline.com (October 7, 2017).
  15. . The Hollywood Reporter. Дата обращения 14 сентября 2017.
  16. Pamela McClintock. . The Hollywood Reporter (September 21, 2017). Дата обращения 26 декабря 2017.
  17. . Deadline.com (21 сентября 2017 года). Дата обращения 28 октября 2017.
  18. . Deadline.com (7 октября 2017). Дата обращения 7 октября 2017 года.
  19. Sharf, Zack . IndieWire (December 26, 2017). Дата обращения 11 января 2018.
  20. . Rotten Tomatoes. Дата обращения 18 октября 2017.
  21. . Metacritic. Дата обращения 12 октября 2017.
  22. Staff, The io9 . io9. Дата обращения 21 декабря 2019.

Какова цель путешествия Кея

В начале истории, Кей является, примерным репликантом. Он работает в Департаменте полиции Лос-Анджелеса , имеет много предрассудков, но продолжает свою работу — отличные оценки по тестам, хорошая характеристика, устроенный быт. Только когда неотвязное подозрение, что он сын Декарда входит в его ум, и Кей начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает трещать по швам. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет: он просто репликант, который был сконструирован (хотя есть вероятность, что это часть более крупного заговора) с воспоминаниями  настоящей дочери Декарда.

Его сюжетная линия — это история любви. Джо — искусственный интеллект, созданный для того, чтобы дать искусственному человеку ощущение жизни. Мы видим, как она эволюционирует от плоской проекции к автономному Искусственному интеллекту, и их взаимосвязь растет вместе с этим. Вопрос о том, действительно ли она разумна, является основной причиной беспокойства, — действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована на это? И поскольку фильм зависит от их отношений, нам остается лишь надеяться, что Джо — настоящая личность с подлинными эмоциями и самосознанием.

Реакция код

Сборы | код

Фильм собрал 92,1 млн долларов в Соединённых Штатах и ​​Канаде и 167,2 млн долларов в других странах; в общей сложности сборы составили 259,2 млн долларов во всем мире. Производственный бюджет фильма не разглашался, но был весьма велик: различные источники оценивали его в 150-185 миллионов долларов США. По сообщениям The Hollywood Reporter, финансировавшая фильм кинопроизводственная компания Alcon Entertainment и её инвесторы понесли убытки порядка 80 миллионов долларов — иными словами, фильм даже не окупил вложенные в него деньги.

В Соединённых Штатах и ​​Канаде «Бегущий по лезвию 2049» был выпущен вместе с фильмами «Между нами горы» и «My Little Pony в кино», и изначально предполагалось, что в первые выходные он соберёт 43-50 млн долларов в 4 058 кинотеатрах. В сентябре 2017 года опрос Fandango показал, что фильм был одним из самых ожидаемых релизов сезона. Фильм собрал 4 млн долларов от ночных показов в четверг, включая 800 000 долларов из кинотеатров IMAX, но всего лишь 12,6 млн долларов в первый день, снизив прогнозы на выходные до 32-35 млн долларов. В субботу фильм собрал 11,4 млн долларов, а по итогам первых трёх дней дебютировал с кассой в 32,8 млн долларов, что значительно ниже первоначальных прогнозов. Тем не менее фильм занял первое место в прокате, а дебют стал одним из самых кассовых в карьерах Вильнёва и Гослинга. Deadline.com объяснял такие сборы 163-минутной продолжительностью, что ограничивало количество сеансов в кинотеатрах, отсутствием внимания основной аудитории к фильму и «расплывчатым» маркетингом, полагающемся на ностальгию и фан-базу. Ридли Скотт, комментируя коммерческую неудачу фильма, заявил: «Он медленный. Длинный. Слишком длинный. Я бы сократил его на полчаса».

Отзывы и оценки | код

Фильм был встречен в прессе одобрительно. По данным агрегатора Rotten Tomatoes, 87 % из 346 рецензий на него были положительными, а средняя оценка составила 8.2/10. По данным агрегатора Metacritic, средняя оценка составила 81/100 (на основе 54 рецензий) Rotten Tomatoes суммируют мнения критиков так: «Визуально потрясающий и с удовлетворительным сюжетом, „Бегущий по лезвию 2049“ углубляет и расширяет историю своего предшественника, будучи при этом самостоятельным впечатляющим кинодостижением».

По итогам 2017 года многие издания включили «Бегущего по лезвию 2049» в число лучших фильмов года, в том числе Independent, Wired, TimeOut, The Atlantic, «Кинопоиск», «Афиша» io9, Collider, «Канобу», Digital Trends. Журнал «Мир фантастики» назвал его лучшим научно-фантастическим фильмом 2017 года.

Награды и номинации | код

  • 2018 — две премии «Оскар» за лучшую операторскую работу (Роджер Дикинс) и лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Герд Нефцер, Пол Ламберт, Ричард Хувер), а также три номинации: лучшая работа художника-постановщика (Деннис Гасснер, Алессандра Керсола), лучший монтаж звука (Марк Манджини, Тео Грин), лучшее сведение звука (Рон Бартлетт, Даг Хемфилл, Мак Рут).
  • 2018 — две премии BAFTA за лучшую операторскую работу (Роджер Дикинс) и лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Герд Нефцер, Пол Ламберт, Ричард Хувер), а также 6 номинаций: лучшая режиссура (Дени Вильнёв), лучшая оригинальная музыка (Ханс Циммер, Бенджамин Уоллфиш), лучший монтаж (Джо Уокер), лучшая работа художника-постановщика (Деннис Гасснер, Алессандра Керсола), лучший грим и причёски (Дональд Моуат, Керри Уорн), лучший звук (Рон Бартлетт, Даг Хемфилл, Мак Рут, Марк Манджини, Тео Грин).
  • 2018 — 9 номинаций на премию «Сатурн»: лучший научно-фантастический фильм, лучшая режиссура (Дени Вильнёв), лучший сценарий (Хэмптон Фэнчер, Майкл Грин), лучший актёр (Райан Гослинг), лучший актёр второго плана (Харрисон Форд), лучшая актриса второго плана (Ана де Армас), лучшая работа художника-постановщика (Деннис Гасснер), лучший грим (Дональд Моуат), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Герд Нефцер, Пол Ламберт, Ричард Хувер).
  • 2018 — две премии «Спутник» за лучшую операторскую работу (Роджер Дикинс) и лучшие визуальные эффекты, а также две номинации: лучший звук, лучшая работа художника-постановщика.
  • 2018 — премия Лондонского кружка кинокритиков за лучшее техническое достижение (Деннис Гасснер за работу художника-постановщика).
  • 2018 — номинация на премию «Бодиль» за лучший американский фильм (Дени Вильнёв).
  • 2018 — номинация на премию «Хьюго» за лучшее драматическое представление — длинная форма (Хэмптон Фэнчер, Майкл Грин, Дени Вильнёв).

Концовка делает Декарда человеком

В кульминационной сцене Кей в последнюю минуту спасает Декарда от утопления. Теперь 35-летнее отшельничество Декарда закончено — официально он считается погибшим, но на деле он обретает свободу.  В Вегасе Декард по сути превратил себя в репликанта независимо от истинной природы — в его жизни не было смысла.

Кей жертвует собой, обретая смысл существования, который заключается для него в любви, долге и освобождении. Декард также получает свободу, но для него история заканчивается более радостно — он будет жить дальше, жить ради своей дочери.

Будучи порождением репликанта, но рожденной, как человек, Стеллин стирает грань между людьми и искусственными созданиями.

Таким образом, когда Декард встречается со Стеллин, такое понятие, как репликант, перестает существовать. Теперь существуют только люди. Все идеи Уоллеса и Сопротивления теряют смысл. И в этом состоит главная идея фильма.

Чем заканчивается борьба Сопротивления и Уоллеса

Отношения Уоллеса и Сопротивления в конце фильма остаются загадкой. Это могло бы стать сюжетом продолжения, если бы история фильма не была эмоционально решена. Вместо этого их конфликт остался неразрешенным.

К моменту титров Уоллес потерял Декарда, который нашел, наконец, своего ребенка. Кей мертв, и Декард также считается утонувшим в потопленном спиннере. Но Сопротивление тоже не нашло девушку.

Последние двадцать минут посвящены тому, чтобы показать, что Кей принимает идеологию человеколюбия. В войне людей и репликантов есть что-то неразрешимое, но истинный выход  все же существует. Это подводит нас к главному герою.

Ветхозаветные мотивыРахиль и колена израилевы

Библейские отсылки — это общее место, почти правило хорошего тона для «умного» (или «псевдоумного») западного кино. Причем даже нет разницы, какой в них вкладывается смысл — богоборческий или про-религиозный. Всем, в общем-то, наплевать. Нередко возникает ощущение того, что они попадают на экран просто для приличия и ради приятного ощущения узнавания у зрителя. «Бегущие по лезвию» — не исключение, обе части полны библейских аллюзий.

Любопытно, что «Бегущие» ограничиваются почти только Ветхим Заветом, что придает картинам замечательный контраст: архаичные идеи на фоне киберпанкового мира. При этом в оригинальном романе Филипа Дика, который лег в основу фильмов, сильный упор, наоборот, сделан на Новый Завет. Согласно роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах», в мире будущего значительную роль играет культ Мерсера, воскрешающего и воскресшего пророка, дарящего надежду. Однако в фильмах и он, и его последователи совершенно игнорируются. Здесь нет своего Христа, но есть свои Иосиф, Рахиль и два колена израилевых.

Самая явственная отсылка дилогии — это имя Рэйчел, героини-репликанта, в которую в первой части влюбился Декард, и которая во второй части смогла дать потомство. «Рэйчел» — англоязычная форма иудейского имени Рахиль. Согласно Ветхому Завету, она была любимой женой библейского патриарха Иакова и породила два из двенадцати колен израилевых, то есть богоизбранного народа.

Рахиль родила двоих: Иосифа и Вениамина, причем умерла при родах последнего (как и Рэйчел из «Бегущего по Лезвию 2049»). Вильнев не стал повторять историю дословно, и здесь у Рахили-Рэйчел родились не сыновья, а дочь. Впрочем, как и в Библии, ее потомство обещает быть воинственным и бесстрашным.

Имя главного героя нового «Бегущего по Лезвию» на этом фоне выглядит как намек на продолжение истории Рэйчел. Изначально его зовут просто K («Key», буквально «Ключ»). Затем он сам вместе со своей возлюбленной выбирает имя Джо, то есть Джозеф (или Иосиф в библейской транскрипции). А именно Иосиф был первым сыном Рахили. Причем согласно Ветхому Завету он оказался изгнан собственными братьями, но умудрился дослужиться до визиря у египтян, извечных врагов и поработителей иудеев. Однако Иосиф не отвернулся от своего народа, вместо этого решив помочь ему.

Имя Рахиль, кстати, переводится как «овечка», и Рэйчел в фильмах действительно выступает как жертва на заклание. Впрочем, у Филипа Дика аналогии были иными: в его книге (которая, напомню, называется «Мечтают ли андроиды об электроовцах») Рэйчел сама бездушно убивает живую овцу Декарда, тем самым, доказывая, что не способна на эмпатию.

Уже в «Бегущем по Лезвию 2049» злодей фильма, Уоллес, явственно указывает на библейские отсылки Вильнева и Скотта. В момент встречи с Декардом он держит в руках череп Рэйчел и приводит то ли ветхозаветные строки, то ли их переложение поэта Уильяма Блейка. Иными словами, сам Ниандер Уоллес явно понимает всю иронию ситуации и всячески ее подчеркивает.

Имя «Ниандер Уоллес», кстати, тоже выглядит забавным — его созвучие с «неандертальцем» не случайно. Иоахимом Неандером звали проповедника и теолога, в честь которого названа долина Неандерталь, где как раз впервые нашли этого гоминида. Кстати, по иронии этот человеческий подвид был более хищным и во многом потерпел поражение в эволюционной гонке из-за того, что обладал худшим воображением, чем homo sapiens. Видимо, с эмпатией у них, как и у репликантов, тоже все обстояло не слишком хорошо.

Кроме того, в фильмах есть еще один слой более явных (и даже банальных) отсылок, которые хотя бы на интуитивном уровне считали почти все. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Среди них и в прямом смысле дьявольская задумка Уоллеса стать Богом, создав собственную расу «ангелов», и голубь в руках (антагониста из первой части), и его стигматы как у Христа. Здесь же — ницшеанская идея о том, что человек — всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком.

Мой собственный маленький мир

— Такой проект — чрезвычайно сложная задача. Какой была ваша главная цель, когда вы согласились снимать фильм?

Дени Я бы сказал, что нашей главной задачей было сохранить дух, поэзию первого фильма. Под духом я подразумеваю саму эстетику жанра нуар. Приходилось принимать много трудных решений, потому что сиквел очень отличается от первой части. Это экзистенциальная детективная история, но в ней есть элементы, которые наделяют сюжет бо́льшим объемом.

Поэтому я хотел убедиться, что поддерживаю связь с духом оригинала, даже когда мы затрагивали немного опасные темы. Я всегда искал точки соприкосновения с Роем Батти, Риком Декардом, всеми персонажами из первого фильма. Надеюсь, у нас получилось. Мы выложились на все сто. Теперь вам решать, справились мы или нет.

— Фильм остался в рамках жанра нуар?

Дени: Конечно. Сиквел чуть более динамичный, но и в оригинале было несколько «боевых» сцен. Я старался выдержать примерно то же соотношение экшена и всего остального.

— Будет ли фильм возвращаться в прошлое и показывать события 1930-х и 1940-х годов, чтобы задать тон повествованию? Что в нем от нуара, помимо полиции и преступлений?

Дени: Дело в том, что я не чувствовал необходимости «копать» эту тему. Некоторые фильмы буквально строятся вокруг отсылок и цитат. Может быть, это самонадеянно, но я как режиссёр пытаюсь уменьшать количество отсылок и вместо этого ищу вдохновение в реальной жизни. Например, во время исследования фотоязыка, которое я провёл с Роджером, мы выходили на улицу с камерами и пытались создать собственный язык образов.

Да, иногда кажется, что всё уже придумано до нас. Однако мне проще работать, когда удаётся поддерживать иллюзию, что я творю новый мир. У меня мало фильмов . Помню, про «Сикарио» говорили, что он похож на «Семь самураев», потому что там схожий ритм, схожим образом строится действие. Меня всегда трогает, когда я вижу режиссёров, которые могут заявить: «Мои фильмы основаны на вот этих четырёх-пяти ключевых фильмах», — но я не такой. Наоборот, я пытаюсь больше работать над своим уникальным стилем. Создаю собственный маленький мирок — как ребенок, который не в курсе, что вокруг есть много чего другого.

— Вы правда думаете, что сейчас подходящее время для сиквела «Бегущего по лезвию»? Ведь у зрителей есть новые «Звёздные войны», Westworld, уйма ремейков с массой современных спецэффектов…

Дени: Лично я думаю, что сейчас у аудитории более зрелый подход к научной фантастике. Фильмы этого жанра в 1960-е и 1970-е годы были своего рода экспериментами. Судьбу первого фильма предопределило то, как его подали — и какими были ожидания людей относительно Харрисона Форда. Возможно, нам придётся проще просто потому, что люди уже привыкли к такому кино. Но это правда. Очень странно работать над проектом, когда люди болеют за вселенную, но в то же время боятся, что фильм постигнет судьба оригинала.

Бегущий по лезвию 2049 содержит два основных религиозно-философских подтекста:

Один — взятая из Ветхого Завета история о жертвенной «овечке» Рахиль и порожденном ей первом поколении колен израилевых. Другой — картезианская идея «мыслю, следовательно существую», которая развилась в целый клубок размышлений о том, что значит быть человеком. Достаточно ли для этого человеческого опыта, человеческого разума и человеческого самопожертвования, или здесь недостает какого-то еще элемента? Начальница Джо, «Мадам», утверждает, что у него, в отличие от человека, нет души. Впрочем, она сама не верит в ее существование даже у людей. Души в мире киберпанка не может быть ни у кого.

Кей это новый Рой Батти

Поскольку Кей — стойкий борец , мы изначально должны были рассматривать его как двойника Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он действительно ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем, Нексусом 6, который восстал в своей внеземной колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо, его команда репликантов медленно уничтожалась Декардом, и он в конце концов обнаружил, что по конструкции он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тайрелла и в последние минуты вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего противника. В своем вызывающем слезы монологе он сожалеет о том, что его жизнь и его уникальные переживания теряются, но в его последние мгновения Рой, кажется, смиряется со своей участью.

Что поразительно в отношении Роя, так это то, что, когда он действует как плохой парень, его злодейство действительно можно объяснить. Его мотивация — выживание, но не эгоизм. Он исповедует альтруизм в отношении своей команды и имеет вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, конечно, нельзя, ведь он определенно имеет маниакальную, манипулирующую сторону характера. Но не будем забывать, что он живет в мире, где на него охотятся. Короче говоря, Рой Батти достоин понимания и сочувствия.

Kей — это оммаж Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свою участь. Рассказывая историю с  точки зрения Кея и, в конце концов, используя ту же музыку, фильм подводит к неизбежному выводу об универсальном гуманизме репликанта, о том, как он находит в себе силы для борьбы, и его любовь к людям в конечном итоге становится смыслом его существования.

Мрачный оптимизм

— Как вы думаете, почему в кино наше будущее всё время находится под угрозой? Почему мы раз за разом видим какой-то постапокалипсис или мир, погрязший в преступлениях?

Дени: Скажу так: то, что мы всё ещё живы в 2049 году, — уже хорошая новость. Я думаю, в этом есть свой оптимизм, пусть и немного мрачный.

Для меня хорошая научная фантастика — это исследование мира сегодняшнего, своего рода расширение того, что мы видим сейчас. Не так интересно, что фильмы говорят о будущем. Увлекательно то, что они показывают о настоящем.

— Давайте поговорим о репликантах. Как вы относились к этой особой группе объектов — и сохранили ли вы это отношение во время работы над сиквелом?

Дени: Я думаю, одна из прелестей первого фильма в том, что в душе они — будто маленькие дети в телах взрослых. Они чувствуют, что их не любят, они будто брошенные. Это трогает. К тому же репликанты являют собой большую экзистенциальную проблему и проблему самоидентификации. Они будто отражение нас самих. Я думаю, мы испытываем к ним те же чувства, ту же эмпатию. Я считаю, что репликанты — прекрасное отражение нашего мыслительного процесса, поэтому они и вызывают интерес.

— Насколько сильно вы полагаетесь на спецэффекты?

Дени: Когда делаешь фильм вроде нашего, без спецэффектов не обойтись. Но мы старались снять побольше сцен на камеру, в картине нет полностью нарисованных фрагментов. Мы полагались на традиционные декорации, и в фильме очень мало кадров, где использовали хромакей.

Мы выстроили квартиру, улицы, большую часть каждой сцены. Добивались того, чтобы можно было контролировать свет, атмосферу, исходный вид фильма уже при съёмке на камеру. И только потом поверх этого накладывали слои компьютерной графики. Это, конечно, мечта, но у нас были для этого все ресурсы.

Я думаю, такой подход помог актёрам лучше вписаться в мир. Я не люблю, не могу работать на площадке из сплошных зелёных экранов. Это истощает. Восхищаюсь режиссёрами, которые могут с этим уживаться. Я — не могу. Это как с «Книгой джунглей»: выглядит здорово, но я бы этого не пережил. Один день работы в сплошном хромакее — привет, депрессия. В этом отношении я человек старой закалки. И у меня была возможность многое построить в реальном мире! Но в фильме все равно изрядно VFX. Увы, встречаются кадры, которые просто невозможно снять без компьютерной графики.

— Одна из неотъемлемых частей первого фильма — музыка. Но Вангелис не участвовал в создании сиквела. Как вы решали проблему звукового сопровождения?

Дени: Очень хороший вопрос. Было очень много разговоров и споров о том, как нам подойти к музыке: пытаться воссоздать то, что сделал Вангелис, или создать собственный новый звук. Лично я считаю, что «Бегущий по лезвию» не может существовать без чего-то в духе Вангелиса. В моменты, когда музыка должна была оживить сцену, мы работали с CS-80, синтезатором той же модели, что и у Вангелиса. Больше ни один фильм не нуждается в духе Вангелиса так сильно, как этот.


Знаменитый греческий композитор Вангелис, один из первых исполнителей электронной музыки и автор саундтрека к оригиналу «Бегущего по лезвию». В сиквеле его работу закончили Йохан Йоханнссон, Ганс Циммер и Бенджамин Уолфиш.

Ссылка на основную публикацию